Как сообщил в конце минувшей недели президент компании BP Azerbaijan (оператор разработки месторождения) Дэвид Вудворд, Турция пока не подтвердила готовность принять газ с месторождения Шах-Дениз. Скорее всего, стране не хватает для этого мощностей. Однако не исключено, что помимо этой причины у Турции нашлись политические или, что более вероятно, финансовые основания для того, чтобы отложить газовое сотрудничество с BP Azerbaijan.
Газовые амбиции Азербайджана, еще месяц назад надеявшегося начать поставки газа в Европу, могут так и не реализоваться. По крайней мере – в ближайшее время. И помехой тому станет не кто иной, как главный партнер азербайджанской стороны – Турция, через территорию которой газ с месторождения Шах-Дениз должен пойти в Европу.
Как сообщил в конце минувшей недели президент компании BP Azerbaijan (оператор разработки месторождения) Дэвид Вудворд, Турция пока не подтвердила готовность принять газ с месторождения Шах-Дениз. Скорее всего, стране не хватает для этого мощностей. Однако не исключено, что помимо этой причины у Турции нашлись политические или, что более вероятно, финансовые основания для того, чтобы отложить газовое сотрудничество с BP Azerbaijan.
По словам Дэвида Вудворда, в случае если Турция не сможет принять газ, по условиям соглашения оговоренные объемы будут проданы Азербайджану. «Правительство Азербайджана может оставить газ на нужды страны или же продать его Грузии», – отметил президент BP Azerbaijan. В настоящее время азербайджанская газовая система полностью готова принять газ с месторождения, Грузия – завершает свои работы.
Добыча на Шах-Дениз может начаться со дня на день, утверждает Дэвид Вудворд. Точную дату, по его словам, назвать крайне сложно, так как «в таких крупномасштабных проектах всегда необходимо по нескольку раз проверять оборудование». Тем не менее процесс подготовки к первому получению газа идет по плану, отметил президент BP Azerbaijan. Отметим, что в конце августа текущего года сообщалось о том, что экспорт газа с месторождения может начаться уже в течение месяца. Предполагалось, что к этому же сроку будет подготовлен (ЮКТ) (через территорию Азербайджана и Грузии до турецкого города Эрзурум и далее – в Европу), который должен был принять газ.
Первая стадия разработки Шах-Дениз была утверждена в начале 2003 года. Стоимость проекта превысила $4 млрд. Согласно планам разработчиков на первом этапе предполагается довести добычу до 8,8 млрд куб. м к 2008 году. Из них большую часть – 6,3 млрд куб. м в год – планировалось продавать Турции. Уже в 2006 году BP Azerbaijan намеревается добыть 1,24 млрд куб. м, из которых Азербайджан получит 670 млн куб. м, Грузия – 60 млн, 40 млн куб. м должно быть передано компании BTC Co (для работы насосных станций нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан), Турция же должна была до 2007 года получить 470 млн куб. м газа. Сейчас перед оператором стоит вопрос о том, куда деть этот объем, в случае если Анкара так и не изыщет возможности для того, чтобы выполнить условия соглашения.
Отметим, что Турция уже не первый раз пытается откреститься от ранее достигнутых договоренностей за несколько дней до начала проекта. Такую же схему поведения Анкара избрала на завершающей стадии проекта «Голубой поток» (газопровод по дну Черного моря). После завершения строительства турецкие партнеры потребовали у «Газпрома» пересмотреть цену и значительно снизить запланированные объемы подачи топлива. Турецкая сторона утверждала, что в договоре, заключенном между «Газпромом» и турецкой государственной компанией Botas в 1997 году, была обнаружена «ошибка в формуле расчета стоимости газа». По мнению Botas, контрактная цена, закрепленная в соглашении, несправедливо высока. Вдобавок, утверждали турецкие власти, в момент заключения договора они переоценили потребности своей экономики в газе. В итоге они потребовали отмены принципа «take or pay», прописанного в контракте. После длительных и трудных переговоров с турецким министерством энергетики «Газпрому» пришлось пойти на уступки. В частности, предоставить туркам льготный период по оплате сроком на пять лет, а объем поставок при этом снизить на треть. Кроме того, концерн согласился реинвестировать часть средств, полученных от реализации «Голубого потока», в развитие газовой инфраструктуры Турции.
Не исключено, что заявления Анкары о неготовности принять газ свидетельствуют о намерении турецкой стороны подкорректировать финансовую сторону предыдущих договоренностей. Учитывая, что в проекте ЮКТ Турция не является монопольным потребителем, можно предположить, что в ближайшие несколько лет Баку вряд ли пойдет на уступки Анкаре. Тем более что Грузия, предвидя еще большее обострение конфликта с Россией, выразила готовность в несколько раз увеличить объем закупок. Однако после того как месторождение Шах-Дениз выйдет на проектную мощность, Азербайджану будет трудно реализовать весь объем добываемого газа только в пределах Кавказского региона.