Агаев: Каспийский регион уже давно стал геополитическим понятием

Политолог Расим Агаев прокомментировал предстоящий саммит прикаспийских государств в Баку.

Каспийский регион уже давно стал геополитическим понятием, с тех пор, как стал омывать берега пяти государств, сказал политолог Расим Агаев.

«К Каспийскому региону примыкает регион «Хартленда» – самый беспокойный регион, куда входит Афганистан. Также Каспий привязан к большим геополитическим проектам США, такому, как Большой Ближний Восток. Кроме этого, через каспийский регион проходят и еще пройдут важные для Европы энергетические маршруты», – заявил Агаев, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.

Более того, по его словам, с каждым годом значение Каспийского региона возрастает.

«Я уже не говорю том, что через Казахстан через 10-15 лет регион столкнется с китайской проблемой. К тому же борьба сейчас идет не за богатства самого каспийского региона, а за этот регион в качестве транспортного пути», – отметил Агаев.

Касаясь соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии, подписание которого ожидается 18 ноября на саммите глав прикаспийских государств в Баку, то политолог считает, что все прикаспийские страны заинтересованы в сотрудничестве в этой сфере.

«Ранее Казахстан и Россия неоднократно заявляли о необходимости полной демилитаризации Каспия. Но это решение не нашло поддержки, и потому России пришлось усиливать свой флот на Каспии. Тем не менее, в сфере сотрудничества на Каспии заинтересован Азербайджан в силу имеющихся противоречий с Ираном и Туркменистаном», – подчеркнул Агаев.

Здесь же он напомнил о заинтересованности США в транспортировке американских войск в Афганистан через Азербайджан и далее паромом в Центральную Азию.

«В таком случае необходимо будет данный вопрос также обсудить в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности», – сказал Агаев.

Что же касается решения проблем на Каспии, то политолог отмечает факт того, что саммит проходит именно в то время, когда одни говорят, что проект «Набукко» завис в воздухе, так как остался без инвестиций и без газа, а другие наоборот говорят, что проблем финансирования нет, и проект обязательно будет выполнен с туркменским и иранским газом.

«На примере «Набукко» специалисты увидели, как выглядит возможность реализации проекта без урегулирования спорных вопросов. Теперь, американцы и европейцы, лоббирующие проект «Набукко», должны будут нивелировать имеющиеся противоречия между прикаспийскими странами», – подчеркнул Агаев.

По его словам, для Ирана каспийская проблема является тем самым щитом, которым он хотел бы ограничить тот нажим, который оказывается на него с помощью всяких санкций.

«В ответ Иран блокирует осуществление проектов, лоббируемых Западом. В связи с этим Тегеран надеется, что санкции против Ирана будут несколько ослаблены в обмен на его позитивный настрой в отношении спорных вопросов на Каспии», – резюмировал Агаев.