Болгарский министр экономики и энергетики: «Nabucco потерпит поражение, если Еврокомиссия не будет прилагать больше усилий для его поддержки»

«Южный поток» все ближе к реализации. Российский и болгарский энергетические концерны подписали соглашение о создании совместного предприятия по строительству и эксплуатации газопровода в Болгарии.

Глава «Газпрома» заявил, что проект может заработать на четыре месяца раньше установленного срока. В Брюсселе не обрадовались: Еврокомиссия сразу же потребовала привести соглашение в соответствие с европейским законодательством и напомнила Болгарии о том, что газопровод Nabucco для нее важнее.

С 2008 года, когда между Россией и Болгарией было подписано межправительственное соглашение по «Южному потоку», и до сих пор в диалоге двух стран никаких существенных подвижек в этом плане не происходило.

Официальная София около трех лет не соглашалась основывать совместное предприятие на российских условиях, требуя для себя контрольной доли, права собственности на землю, а также прерогативы самостоятельно устанавливать размер платы за транзит топлива.

Напомним, что в рамках визита российского премьера в столицу Болгарии глава «Газпрома» Алексей Миллер и исполнительный директор Болгарского энергетического холдинга Мая Христова подписали соглашение о создании совместного предприятия South Stream Bulgaria AD.

Согласно документу, оно должно будет заняться строительством и эксплуатацией «Южного потока» на болгарской территории, сообщает AZE.az со ссылкой на российские СМИ.

Стороны намереваются официально зарегистрировать совместное предприятие уже до конца этого месяца. Почему они вдруг решились ускорить работу?

Отдельные аналитики объясняют это влиянием итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони. Напомним, что в октябре он пообещал повлиять на одну из участвующих в проекте стран, не уточняя, на какую именно.

А несколько недель спустя глава болгарского правительства Бойко Борисов заявил о готовности устранить противоречия. И постарался создать на своей встрече с российским коллегой максимально теплую атмосферу – даже преподнес ему болгарскую овчарку по кличке Йорго и выразил надежду, что этот подарок будет Владимиру Путину «в радость».

Теперь все идет как по маслу. Глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал, что «Южный поток» не просто заработает, а сделает это на четыре месяца раньше запланированного срока (31 декабря 2015 года). По его словам, реализация проекта ведется активными темпами, никаких проблем с финансированием стороны не испытывают, поэтому есть реальная возможность закончить его быстрее.

Но газпромовская готовность поторопить события вызвала вполне предсказуемую реакцию в Брюсселе, который заинтересован в строительстве Nabucco.

Евросоюз уже обратился к России и Болгарии с призывом изменить соглашение таким образом, чтобы оно соответствовало законодательству ЕС, а также обеспечить свободный доступ третьих сторон и отделение продажи от транзита. «Наш приоритет – Nabucco, так как он позволяет диверсифицировать источники», – подчеркнула в своем обращении Марлен Хольцнер, спикер Еврокомиссии по вопросам энергетики.

Надо признать, Болгария сама никогда не скрывала, что Nabucco ей милее, чем российско-итальянский «Южный поток». Но как бы он ни был ей мил, его реализация пробуксовывает, и официальная София винит в этом в первую очередь сам Евросоюз.

На днях в интервью австрийскому изданию Der Standard болгарский министр экономики и энергетики Трайчо Трайков на днях обвинил ЕС в отсутствии политической воли, необходимой для создания Nabucco. По мысли Трайкова, Европа прилагает недостаточно усилий для того, чтобы склонить Туркмению к роли поставщика газа.

«Проект Nabucco гораздо транспарентнее, однако на рынке газопроводов это не всегда самый успешный путь. Русские действуют более ловко», – заявил болгарский министр.

Газ из Ирака не хотят транспортировать в Европу по политическим причинам, и палочкой-выручалочкой в данной ситуации может стать Туркменистан. На роль поставщиков подходят, по словам Трайкова, еще Северный Ирак и Азербайджан, но и с ними ЕС не может достичь соглашения. «Nabucco потерпит поражение, если Еврокомиссия не будет прилагать больше усилий для его поддержки», – резюмировал министр.