Российский политолог прокомментировал предстоящий в Астане саммит ОБСЕ вверхах в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Президент России Дмитрий Медведев ведет активный диалог с руководством Азербайджана и Армении. За короткий период времени прошли трехсторонняя встреча в Астрахани, встреча с президентом Армении в Москве.
Известный российский политолог, кавказовед, президент «Ливадийского клуба» Игорь Шатров объясняет, чем вызвана такая активность Медведева на кавказском направлении, а также предлагает свой взгляд на перспективы урегулирования нагорно-карабахской проблемы, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.
– Активный диалог происходит сейчас между президентом России Дмитрием Медведевым и президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. Игорь Владимирович, о чем, на ваш взгляд, говорит такая активизация контактов на высшем уровне?
– Вероятно, о том, что на саммите ОБСЕ в Астане 1-3 декабря намечаются серьезные решения. Некоторые эксперты заявляют даже о прорывных решениях. Полагаю, что Азербайджан и Армения могли бы на этом форуме согласовать основополагающие принципы урегулирования карабахского конфликта.
– Вы считает эту перспективу реальной? Ведь в Армении сейчас активно звучат голоса о необходимости признания Нагорного Карабаха. Не свидетельствует ли это о нежелании Армении идти по пути деоккупации территории Азербайджана? Как поступит Москва в случае такого шага со стороны Армении?
– Уверен, что Москва сделает все для того, чтобы этого не произошло. Российская позиция неоднократно заявлена. Это, во-первых, невозможность силового решения конфликта, а во-вторых, недопустимость политического признания Нагорного Карабаха. Эта позиция не подлежит изменению, если, конечно, внешние силы не попытаются изменить сложившийся статус-кво. А у России очень серьезный соперник на Кавказе – Соединенные Штаты Америки.
США – именно соперник, а не противник. Я не оговорился. Мы, на мой взгляд, не противостоим, а конкурируем на Кавказе, как конкурируем и в других точках мира. Однополярный мир рухнул в августе 2008 года, но США все еще надеются восстановить свою монополию на истину. Кавказ так же, как Ближний Восток и Балканы, являются теми местами, где сходятся «тектонические плиты» цивилизаций, где роль успешного посредника – это роль победителя.
Миром, как правило, правят не победившие в войнах, а заставившие их договориться. Мы конкурируем с США в борьбе именно за эти посреднические функции. Но если для США Кавказ – это всего лишь несколько клеточек мировой шахматной доски, то для России – соседняя квартира.
Нам гораздо важнее порядок на Кавказе, чем Америке, которая безболезненно для себя может разжигать здесь костер войны. Когда кто-то говорит о том, что ради энергетической безопасности США не допустят серьезного конфликта на путях транзита и добычи углеводородов, он лукавит или откровенно лжет.
В интересах энергетической безопасности будущих поколений США просто не распечатывают имеющиеся у них нефтяные и газовые месторождения. А безопасность Европы, других так называемых друзей Америки… Простите. А Югославия, Ирак, нагнетание атмосферы вокруг Ирана? Нам мало этих примеров?
Россия была вынуждена показать силу на Кавказе в августе 2008 года. И мир изменился. Сейчас Кавказ лоялен к Абхазии и Южной Осетии, но очень не лоялен к президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Россию устраивает подобный внешнеполитический расклад. Кавказ будет лоялен и дальше, если Россия не допустит неправового решения нагорно-карабахской проблемы.
В данном случае многое, кстати, зависит от позиции Турции, у которой с Россией очень много обоюдных интересов на Кавказе. Такие интересы сходятся, в частности, в Абхазии, которая может стать регионом для реализации совместных инвестиционных проектов. Поэтому Турции, как и России, нужен мир на Кавказе.
США в данном случае являются игроком, наиболее заинтересованным в развитии ситуации по негативному сценарию. Именно США через армянскую диаспору и могут подтолкнуть Армению к признанию Нагорного Карабаха, что в свою очередь может повлечь за собой применение силы со стороны Азербайджана. Все для того, чтобы заставить Россию отказаться от нейтральной позиции, от сохранения дружественных отношений с Азербайджаном и Арменией одновременно. Это, действительно, опасно, это нарушит баланс сил в регионе. Надо понимать, что Россия в таком случае будет вынуждена сделать выбор.
Тем не менее, какой бы выбор ни сделала Россия, уверен, ее позиции на Кавказе после этого только укрепятся. Это право сильного: делать выбор в своих интересах. Не надо провоцировать Россию! Не стоит апеллировать ни к общим духовным ценностям, ни к глубокой экономической заинтересованности в дружбе. Я думаю, пример российско-белорусских отношений показывает, что у России имеются собственные национальные интересы, которыми она не готова поступаться, даже учитывая вековую дружбу народов и общие христианские ценности.
– Как и когда, на ваш взгляд, нагорно-карабахский конфликт может быть разрешен?
– Сомневаюсь, что нагорно-карабахская проблема может исчерпать сама себя, то есть в том, что конфликт просто «рассосется» со временем. Решение возможно. Но, на мой взгляд, лишь в случае создания новых правил игры, с которыми согласятся и Армения, и Азербайджан. Новая Ливадия, новый Потсдам, новый Хельсинки… Что-то подобное должно быть заложено в основу современного миропорядка. Пока нет признаваемых всеми правил игры, мир будет находиться между молотом и наковальней череды локальных конфликтов, грозящих перерасти в новую мировую войну.
Восстановление Россией своих позиций на международной арене отодвинуло эту угрозу, но она сохраняется в перспективе. Потому что существующие институты международной безопасности не отвечают современным реалиям. Я говорил уже о роли Турции в регионе. Но она сама находится в клещах: с одной стороны вопрос Турецкой Республики Северного Кипра, с другой – курдская проблема. Уйдем с Кавказа. Приднестровье.
О чем думать? О возвращении Приднестровья в лоно Молдовы или о перспективах поглощения Молдовы Румынией? А что происходит в Сомали? Это страна? Это член ООН? Такой же равноправный, как Россия и США? Лично мне это кажется очень странным! И таких нерешенных проблем на планете множество. Что-то не додумано в мировом праве, раз такие ситуации допустимы. Значит, надо собираться и всем вместе решать, как жить дальше.