Армяне отказываются поддерживать «план Лаврова», который предполагает освобождение оккупированных азербайджанских районов, а также около половины Карабаха.
Как сообщает AZE.az, в Армении продолжается конфликт и так называемы «переговорный процесс» для достижения примирения между различными политическими и социальными группами.
Рассказывая о своей беседе с Жирайром Сефиляном, Виталий Баласанян сказал, что тот говорил не столько об отставке Сержа Саркисяна, сколько о важных национально-государственных вопросах. Баласанян сказал, что передал Сержу Саркисяну слова Сефиляна, и Саркисян обещал пригласить его и дать разъяснения по реалиям и перспективам этих вопросов. Но только если вооруженная группа сложит оружие.
Можно почти наверняка предполагать, о каких вопросах говорил Сефилян Баласаняну. За несколько дней до начала мятежа в ходе совместной пресс-конференции Учредительного парламента и ШАГАМ председатель УП Гарегин Чугасзян заявил: «Вы слышали, как Серж Саркисян говорил, что готов был сдать пять районов? Вот, когда он попытается это реализовать, я вам обещаю вооруженный мятеж».
А за два дня до мятежа Жирайр Сефилян написал письмо Гарегину Чугасзяну и призвал возглавить движение сопротивления против «согласованной войны» по сдаче армянских земель. Гарегина Чугасзяна сейчас не видно, но так или иначе мятежники не выдвинули в качестве одного из своих требований изменение пораженческой политики Армении в Карабахском вопросе. Требование одно – отставка Сержа Саркисяна и освобождение политзаключенных, пишет «Лрагир».
Между тем, российские и международные эксперты, в том числе, бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ и посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявили, что мятеж в Ереване провалил достижение соглашения по Карабахскому вопросу.
Однако, как сказал посол США в Армении Ричард Миллз, в августе может состояться новая встреча Саркисяна и Алиева, и опять по инициативе Владимира Путина. Если это «российская» встреча, значит, опять будет предложен «план Лаврова», который предполагает территориальные уступки и сдачу более половины нынешнего Карабаха.
Зачем другой части «статус», сложно сказать, потому что в случае сдачи территорий, тем более, приграничных с Ираном, Карабах утеряет всякую геостратегическую значимость. Не говоря уже о том, что исчезнут все гарантии безопасности для населения не только Карабаха, но и южных районов Армении.
Несмотря на то, что этот вопрос не является главным требованием мятежной группы, ход событий указывает на то, именно этот вопрос является как главной причиной мятежа, так и способом его развязки. Могут ли мятежники сложить оружие, если получат некие гарантии по Карабахскому урегулированию?
Если судить по словам Виталия Баласаняна, Серж Саркисян намерен объяснить Сефиляну ситуацию. Что это значит, сложно сказать. Может ли Серж Саркисян обещать, что никогда не пойдет на территориальные уступки по Карабаху, и если давление будет слишком сильным, то он подаст в отставку? Или Серж Саркисян попытается объяснить Сефиляну, что другого пути нет?
Никол Пашинян, объясняя неожиданный союз Левона Тер-Петросяна и Сержа Саркисяна, сказал, что психологически Тер-Петросян хочет, чтобы Саркисян оказался в той же близкой к капитуляции ситуации, в которой он сам был в 1997 году. Чтобы доказать, что был тогда прав, считает Пашинян.
Фактически Пашинян обвиняет Левона Тер-Петросяна в подстрекательстве Сержа Саркисяна к «плану Лаврова». Но дело даже не в этом, а в том, есть ли в Армении силы, которые пытаются не подстрекать, а удержать Саркисяна от согласия с этим планом? И входит ли в число этих сил «Сасна тсрер»?