Каспий должен стать зоной ответственности исключительно прибрежных стран – России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана. С таких позиций Москва призывает партнеров решать проблемы правового статуса Каспия.
В противном случае возрастут аппетиты других государств решить собственные задачи, накрыв регион военным зонтиком, считают российские аналитики.
Угроза появления военной инфраструктуры иностранных держав на Каспии – не «бумажный тигр», отмечают эксперты из России. В 2003 году, например, Азербайджан и Казахстан отклонили российскую идею создания объединенной военно-морской группировки ради участия в американской программе «Каспийский страж» (Caspian Guard). В ее рамках Вашингтон выделил Баку и Астане 130 миллионов долларов на модернизацию флота. В ответ Россия поставила задачу укрепления военного присутствия в регионе, поскольку борьба за его ресурсы может вызвать нарушение баланса сил вблизи ее границ. Между тем на недавнем саммите каспийской «пятерки» в Баку Москва дала понять, что прибережет военные аргументы на крайний случай, сообщает AZE.az со ссылкой на российские СМИ.
На первый план Россия выдвигает экономические вопросы, в частности инициативу по созданию Организации каспийского экономического сотрудничества. Речь идет о коренной модернизации каспийской повестки дня, которая до этого ограничивалась в основном вопросами военной безопасности и сырьевой добычи, слегка разбавленной экологической риторикой, считает заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев:
«Благодаря Медведеву Россия все-таки сумела добиться от партнеров понимания в необходимости преодоления стереотипов. Надо находить новые возможности для социально-экономического развития региона. Если, допустим, есть тупик в плане согласования раздела дна и акватории Каспия, то надо попытаться обойти эту проблему путем создания возможности для многостороннего сотрудничества. Подходящим механизмом может стать создание Организации каспийского экономического сотрудничества. В ее рамках стороны могли бы продвигать свои экономические проекты. По результатам первых обсуждений этой инициативы, а Медведев предложил ее еще в 2008 году, стало ясно, что в целом руководители каспийской «пятерки» с оптимизмом смотрят на то, чтобы сформировать подобного рода организацию и скорректировать свои подходы к интеграции».
Среди проектов, за скобками которых останется неурегулированность статуса моря, строительство кольцевой автомагистрали вокруг Каспия, расширение пассажирского и паромного сообщения между портами Каспийского бассейна, реализация проекта создания Каспийского банка торговли и развития. Возможно долевое участие всей «пятерки» в строительстве канала «Евразия» между Каспийским и Черным морями, а также реконструкция всей цепочки российских шлюзов, соединяющих Каспий с Мировым океаном.
Инициатива Москвы о создании ОКЭС – это и альтернатива попыткам извне провоцировать политические противоречия между прикаспийскими странами, считают российские аналитики. Новая площадка, очевидно, поможет не просто сбалансировать интересы в рамках «пятерки», но и даст возможность ее участникам усилить свои геополитические позиции.