Эксклюзивное интервью AZE.az с народной артисткой Азербайджана, прославленной актрисой Гамидой Омаровой.
– Гамида ханум, Вы возглавляете Гильдию киноактеров, что удалось достичь за это время?
– Я возглавляю Гильдию с 2006 года. Мы создали свою Гильдию. Первую Гильдию создал лет 15 назад Расим Балаев и мой сокурсник Вилаят Велиев. Эта организация не смогла долго просуществовать из-за финансовых затруднений.
Но нам повезло. Президентом Ильхамом Алиевым был создан Совет господдержки НПО при президенте, куда мы могли представлять свои проекты, наконец, осуществили свою давнюю мечту – создали сайт киноактеров. Три года мы добивались, сидели без копейки. В течение пяти месяцев мы создали этот сайт с большим трудом, потому что когда мы выиграли грант, получилось так, что в мае мы начали действовать, а с 1 июля все актеры вышли в отпуск. Нам пришлось на месяц заморозить этот проект, чтобы собрать всех актеров.
9 ноября состоялась презентация этого сайта. Мы хотели создать этот сайт, чтобы объединить актеров, чтобы наших актеров увидели. Периодически нам звонят и узнают координаты тех или иных актеров для привлечения к съемкам. То есть сайт работает.
Сайт помогает задействовать азербайджанских актеров.
Мы также хотели организовать фестиваль актеров, но нам это не удалось из-за финансовых проблем. Киноактеры вообще не приспособлены, потому что они, в отличие, например, от певцов, не могут выступать на свадебных торжествах и т.д., они работают от фильма к фильму, а фильмов у нас, к сожалению, снимается очень мало.
Еще одна проблема в том, что у нас много знаменитых актеров, которых знают не только в Азербайджане, но и за его пределами, и которые остались не у дел. И вот очередной наш проект – съемка фильма об актерах, которые сейчас не у дел. Это наша большая боль, большая проблема. Для подготовки этого проекта у нас осталось уже не так много времени, буквально до конца декабря, мы представим его в Совет господдержки НПО при президенте Азербайджана, чтоб получить грант.
Мы решили создать документальный фильм, в котором будут отражены проблемы актеров старшего поколения и современных актеров, это фильм о наболевшем, о том, что годами копилось у каждого из нас. Мы очень хотим осуществить этот проект.
– Вы согласны с высказыванием о том, что талантливый человек талантлив во всем? Какие новые грани своего внутреннего мира Вам удалось раскрыть?
– Я публикую свои заметки. Раньше я работала в газете «Наш век», писала в рубрике о партнерах по фильмам, но это было давно, лет десять назад. Им понравилось и мне предложили писать очерки. Я стала писать в цикле «Вчера, сегодня, завтра». С тех пор я нашла свой стиль, он документально-художественный, я пишу небольшие жизненные рассказы, притчи, естественно, когда у меня есть время, а мне его катастрофически не хватает.
Я пишу сценарий о творческих женщинах, в частности, о себе. Это сценарий для сериала. Он отражает наши наболевшие проблемы.
Знаете, бывает, мне дают сценарий, но я вижу, что мне нечего там играть. Вот недавно мне предложили предновогодний сценарий, хороший, написанный известным писателем, это такая маленькая, эпизодическая роль, и мне стало обидно, обидно не потому, что роль маленькая, есть эпизод, который выше главной роли, а потому, что мне там делать нечего, и я отказалась…
Я хочу сделать то, чего я до сих пор не делала. То есть опыт накопился, и жизненный в том числе, но нет материала, нет возможности высказать все это. Поэтому я пишу о наших актерах, и для каждого есть там роль, для каждого актера выигрышные образы.
– Вы известная актриса и красивая женщина, скажите, Вам приходилось выбирать между семьей и профессией?
– Конечно, как и всем творческим людям. Приходилось. Я выбрала и семью, и профессию. Это очень трудно. И я не скажу, что поэтому я счастливая женщина.
– Скажите, в Вашей практике бывали случаи, чтобы простой человек без специальных навыков сыграл выразительнее, искреннее, чем профессиональный актер? Ведь случается, что вроде человек выучился на актера, обладает яркой внешностью, но не западает в душу его игра и все, что бы Вы сказали про такого актера?
– Если актер талантлив, но у него что-то не получилось, в этом есть доля вины режиссера. Ведь режиссер рулит съемочным процессом, актер – исполнитель, талантливый актер, как пластилин, что из него вылепишь, то и получится. Если фильм не удался, то, как бы хорошо ты ни исполнил свою роль, фильм все равно не получился в целом, ведь это цепочка взаимосвязей, работа не одного человека.
Я всегда за наших актеров. Знаете, ведь у каждого актера есть семья, ее надо кормить, поэтому они зачастую готовы сниматься даже в дешевых рекламах, есть хорошая реклама, есть, я не против рекламы, это целая аудиовизуальная индустрия, которая сейчас доминирует.
Когда я отказалась от той эпизодической роли, моя коллега из ВГИКа сказала мне, а может, отдашь эту роль мне, у меня семья, что мне делать?! Вот что обидно! Я говорю ей, ведь ты талантливая актриса с таким образованием за плечами, ты этой ролью ничего не скажешь! Когда меня приглашают на съемки известные российские телеканалы, например, когда есть хорошие роли, я веду за собой и других актеров, помогаю и им.
Если роль западет в душу, я соглашусь и бесплатно сниматься. Я согласилась на дубляж в сериале «Хязрят Юсиф», озвучила Зулейху. И хороший состав, и хороший режиссер, я ведь не просто озвучила эту роль, я ее сыграла. У нас ведь нет таких ролей, к сожалению. Иранский режиссер сам признал, что азербайджанский дубляж «Хязрят Юсиф» очень сильный. Наш дубляж назвали самым лучшим дубляжом этого фильма.
Я попросила отключить речь Зулейхи на языке оригинала и фактически сыграла ее роль, озвучив ее при этом на азербайджанском языке, не слыша речи, а, видя кадры, передала эти эмоции. То есть получается, что наши актеры сделали этот дубляж лучше остальных, наши актеры очень талантливые и одним дубляжом уже доказали это.
– Гамида ханум, Вы преподаете будущим актерам, скажите, Вы задавали своим студентам вопрос: зачем они выбрали именно эту профессию, и каков был ответ? Ведь на сегодняшний день в Азербайджане актер кино, именно кино, откровенно говоря, не востребован, не потому, что плохой, а потому что мало снимают, к сожалению… Какая судьба уготована этим выпускникам, как Вы считаете?
– Я с 90-го года преподаю в Институте искусств «Киноведение», то есть историю мирового кино. Тогда киноведческий факультет только-только открылся, даже раньше он был присоединен к театроведению. Уже несколько лет существует отдельно факультет театроведение, и я даже 6 лет возглавляла его. Но я никогда не задумывалась над тем, чтобы преподавать актерам, это очень сложно. На это нужно иметь много времени, я вспоминаю, так как нам выкладывался в свое время во ВГИКе Евгений Семенович Матвеев.
Я всегда задаю своим студентам вопрос, почему вы выбрали киноведческую профессию. Они честно отвечают, что нам не хватило баллов для поступления на другие факультеты. И только несколько человек поднимают руки и говорят, что мы сами выбрали эту профессию.
Но потом так получается, что они с удовольствием начинают учиться. У нас много талантливых студентов в Институте искусств, многие ушли в журналистику, работают на телеканалах.
Вот мы учились во ВГИКе, нас было 14 человек азербайджанцев, но ведь не все же стали актерами, не всем повезло.
Талантливый человек всегда пробьется, все равно найдет себе путь. Знаете, то безобразие, которое сейчас происходит на наших каналах, это временное явление. Я со многими говорила на эту тему, это всех беспокоит, это злободневная тема. Люди говорят, что они смотрят сериалы, я очень удивилась. И потом произошла удивительная вещь – я, человек, который был против этих сериалов, увлеклась просмотром одного турецкого сериала. Я против этих сентиментальных мелодрам, но как они снимают, там столько материала для актеров.
У нас умирают такие профессии, как гримеры, осветители, то есть вспомогательные профессии, и это очень обидно.
– Каким Вы видите будущее азербайджанского кино?
– Очень хорошим, потому что у нас есть очень талантливая, творческая молодежь. У нас проводится фестиваль молодежных фильмов, и это очень хорошо, потому что наши режиссеры могут посмотреть работы зарубежных кинодеятелей.
Я верю в будущее азербайджанского кино и оно, конечно, будет.
– Спасибо за интервью