Новелла о любви к Рашиду Бейбутову

К 95-летию великого Рашида Бейбутова крымская татарка Гюльнар Велиева написала историю жизни медсестры, во время войны увидившей и полюбившей Рашида Бейбутова, не изменив любимому образу ни разу в жизни.

Как сообщает AZE.az, Гюльнар Велиева из Симферополя поделилась своей новеллой о жизни медсестры, которая пронесла любовь к Рашиду Бейбутову через всю жизнь.

Есть такие люди, есть ИМЕНА, вспоминая которые, ничего другого не приходит в голову, кроме слов ЭПОХА! ВЕЛИКИЙ! ЛИРИКА! ЛЮБОВЬ!

БОГ дарит нам этих людей, наделяя их безграничным талантом. Один из них – Рашид Бейбутов! Его голос – лирический тенор – во все времена бальзам на душу. Лечит, успокаивает, влечёт за собой, дает надежду.

Но мой рассказ о скромной женщине, крымской татарке, прожившей свою жизнь, так, как начертал ей Бог. И жизнь её протекала параллельно с жизнью Рашида Бейбутова и многих миллионов людей, в одно время, в одну эпоху, одновременно переживая и лихолетье войны и трудные годы послевоенного становления – пишет Гюльнар.

«БАХАР СЕНСИЗ»

Эсма ханым – белолицая, очень красивая, серо-голубые глаза, чёрные ресницы и брови, тёмные вьющиеся волосы, невысокая. Дочь богатого землевладельца, родилась в Симферополе. Она была старшей дочерью любящих родителей, которые не жалели ни времени, ни средств, на образование дочери… У Эсма ханым был учитель музыки на дому, она училась в лицее, на занятия и обратно девочку возили на конном экипаже, принадлежащем её отцу.

Лихолетье Октябрьской Революции не обошло стороной их семью. После революции семья обеднела, отца репрессировали. Мать, не пережив лишений и страданий, рано умерла, оставив свою ненаглядную красавицу дочь и долгожданного сыночка одних.

Но Эсма ханым нашла в себе силы удержаться в этой жизни. Она закончила медицинское училище, воспитывала младшего брата всячески опекая его. Казалось, жизнь только стала налаживаться, но, началась война!

Эсма ханым, как военнообязанная, была призвана на фронт, который проходил всего в нескольких десятков километров от её родного дома. И пережила и повидала и выстрадала эта молодая, хрупкая девушка на войне – не описать словами! Как то в 1942 году в Крым приехали артисты из Закавказья, приехали прямо на линию фронта, на линию защиты, давали концерт. Измученные усталые солдаты слушали артистов, вспоминая свой дом, родных.

Один из молодых певцов так зачаровал Эсма ханым, что она не могла отвести от него глаз, она не помнила, дышала ли вообще при звуках его волшебного голоса! Это был Рашид Бейбутов – двадцатисемилетний, невысокий, отчаянно красивый молодой артист! Как он пел! Какой голос! Как нежно он произносил слова любви, казалось, он пел для неё одной и не было ни войны, ни артобстрелов, ни крови ни криков раненных, а только всепобеждающая мечта о любви! Как юной медсестричке, выносившей из-под обстрелов на своих плечах раненных солдат, не влюбиться в него!

Это был сказочный сон, это была хрустальная, чистая мечта девушки. Жизнь сурово распорядилась её судьбой. Но даже в пекле войны её ни на минуту не покидал образ человека, которого она полюбила всей душой. И это чувство она пронесла через всю жизнь, полную одинокой печали от неразделённой любви, пронесла чистую, светлую любовь ,о которой великий певец, конечно, не догадывался.

Эсма ханым прожила долгую жизнь, посвятив себя воспитанию детей своего младшего брата… Она так и не вышла замуж – другого человека, обладающего таким голосом, такой внешностью, для неё в мире больше не было, никого, кто бы так взволновал её гордое сердце, она не могла представить рядом с собой. Вот только о себе, о своих чувствах, Эсма не могла сказать своему любимому. Она даже и не мечтала о встрече с ним. Свои чувства хранила в душе – но близкие знали о неземной любви Эсма-хала, к тому времени уже взрослой, зрелой женщины, которая так и осталась одна.

В 1989 году Эсма ханым с семьёй внука переезжает в Крым, вместе с соотечественниками начинают строить свои дома на горе.

Лето, очень жарко. Друзья внука и родственники приехали помогать им в строительстве времянки. Эсма хала с воодушевлением, как молодая, вновь берётся за работу: готовит обед на очаге под временным навесом, присматривая за маленькими детьми внука…
Неожиданно сердце пронзила боль, Эсма хала едва успела схватиться за столбик , держащий навес.

Сноха подхватила её, позвав на помощь мужа. Эсма уложили на топчан, кто-то вскочил на велосипед и поехал в город, вызывать скорую помощь.

Приезжает скорая, врач качает головой, говоря мужчине, что состояние бабушки тяжёлое и её надо госпитализировать.
Эсма ханым после уколов открывает глаза, спрашивает, какое сегодня число. Ей отвечают, что 9-е июня. Она засыпает, её увозят в больницу. Через несколько дней, родственник, приехавший помогать на строительстве времянки, вспоминает о газете, купленной на вокзале. Там мелкими буквами написан некролог, что 9 июня 1989 года умер Рашид Бейбутов, народный артист СССР.

Настала зима, все занесло снегом, вьюга метёт сугробы. Во времянке, в маленькой комнатке, возле печки, на лежанке лежит Эсма хала – красивая необыкновенно, такой холодной, неземной красотой. Тихим голосом она спрашивает у внука:
-Джафер, балам , мы точно в Крыму? Здесь раньше никогда не было таких холодов, откуда взялась эта вьюга?

Внук приподнимает её, чтобы она взглянула в окно – там видны наметённые сугробы, уговаривая, её:
-Хала, весной, когда зацветут деревья во дворе, ты сама увидишь, что живём в Крыму..

Эсма хала просит, чтобы её уложили и тихим голосом говорит:
-Земля заледенела, Джафер, очень твёрдая, вам трудно будет копать мне могилу.

Внук убеждает её:
-Эсма хала, ты красавица у нас, я ещё замуж тебя отдам за мирзу-бая, статного старика. Много вам надо? "Один мулла, три рубля денег, головка сахару- и делу конец! Ещё напишу, Рашиду Бейбутову, приглашу, пусть он будет почётным гостем у нас, споёт для тебя!

Эсма ханым перевела взгляд на магнитофон. Внук включает его, по комнате разлилась тихая сладость голоса Бейбутова, его незабываемая " Севгилим". В этот момент видимо, от ветра, обрываются провода, гаснет свет, все погружается в мрак. Зажигают свечку, ставят на край стола. Внук посмотрел на бабушку – она лежала с закрытыми глазами, из которых тихо текли слёзы. Он поставил батарейки в магнитофон, подключил наушники, осторожно поднёс и одел на голову умирающей бабушки.

Она открыла глаза, поблагодарила его прикрыв веки, шепнув:

-Элял эт!
-Элял олсун! – выдохнул внук целуя такую родную белую руку красавицы Эсма хала, горько заплакал.

Зашли соседи, женщины, мужчины которые перенесли маленькое тело Эсма хала в другую комнату. При свете керосиновой лампы, стали готовиться к обряду похорон. На сете, где лежала бабушка, сидят маленькие внуки: мальчик и девочка. Они приложили наушник к ушам и слушают тихо звучащую песню. Они ещё не понимают.

Прошло 20 лет. Улица, застроенная красивыми двухэтажными домами. Джафер, худощавый мужчина лет 45, в татарском халпахе, хорошем костюме, с портфелем в руке, подходя к своему дому, встречает своего друга – соседа, обнявшись, похлопывая друг друга по спине, наперебой приглашают каждый к себе на чашку кофе. Друг, пригнувшись к Джаферу, тихонько спрашивает :

-А ты не знаешь того парня, что за багажником своей машины сейчас прячется? Это сын Сейдамета, моего хорошего знакомого. Он давно крутится под окном твоей Тамилы. Так что, дочка твоя выросла, смотри (улыбается)

Джафер направился к калитке своих ворот, и неожиданно шагнув назад внимательно посмотрел на молодого человека. Парень смутился, захлопнув багажник, быстро завел машину, развернулся и уехал. Джафер вошёл в тенистый двор, прошел в дом, окликая дочь. Она молчит. Поднявшись на второй этаж, он увидел, что Тамила рисует, сидя за компьютером, на голове наушники. Увидев отца, она поднялась со словами:

– Ой, баба, хош кельдиниз! Вам кофе сварить?

Джафер кивнул головой. Тамила упорхнула. Джафер посмотрел на монитор компьютера – Рашид Бейбутов молодой, Рашид Бейбутов на сцене. Поднял наушники, оставленные дочерью.

Там звучала песня в исполнении Рашида Бейбутова, «Севгилим». На столе лежал нарисованный карандашом портрет молодой красавицы Эсма ханым.