Генсек СE: принятие Азербайджана в наши ряды стало для нас тоже очень важным

Торбьерн Ягланд прокомментировал десятилетие вступления Азербайджана в Совет Европы.

Как сообщает AZE.az, генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд планирует посетить Азербайджан. Об этом, ситуации в регионе, нагорно-карабахском конфликте он говорит в интервью АПА.

– Исполняется 10 лет со дня вступления Азербайджана в Совет Европы. Как Вы расцениваете сотрудничество за эти годы, и каковы предстоящие задачи?

– В первую очередь я хотел бы поздравить Азербайджан. Считаю, что для Азербайджана, являющегося полноправным членом Совета Европы, а также членом общей европейской семьи, это – знаменательное событие. Принятие Азербайджана в наши ряды стало для нас тоже очень важным. Следует отметить, что за эти годы мы добились многого. Азербайджан присоединился к 55 конвенциям организации.

Считающийся в Страсбурге одним из активных членов Совета Европы, Азербайджан очень активен во многих делах. Однако предстоит еще много работы. Среди важных вопросов – реформы в избирательной и судебной системах, а также вопросы по борьбе с коррупцией. Я также приветствую присоединение вашей страны к GREKO и сотрудничество с этой организацией в области борьбы с коррупцией. Наряду с этим, необходимо уделить внимание и вопросу свободы слова и печати.

– Как известно, в ноябре прошлого года в Азербайджане прошли парламентские выборы. Как Вы расцениваете прошедшие выборы, за ходом которых наблюдал и Совет Европы?

– Можно ограничиться, сославшись на заявления в связи с этим международных организаций, наблюдавших за ходом парламентских выборов. Я могу лишь повторить слова наблюдателей ОБСЕ, а также ПАСЕ, обладавших особым мандатом для проведения наблюдений.

– Вопрос о выполнении или невыполнении Азербайджаном обязательств, взятых перед СЕ, часто выносится на повестку. Что Вы думаете по этому поводу?

– Самым главным вопросом здесь, безусловно, является вопрос свободы слова и печати. Журналист Эйнулла Фатуллаев все еще остается под арестом, что указывает на то, что свобода печати в стране вовсе не на хорошем уровне. Однако недостаточно будет также и освобождения этого журналиста из-под ареста. Для обеспечения реальной и полной свободы печати необходимо выполнить еще больше работы.

Почему я особо подчеркиваю важность свободы печати? Потому, что это является также одним из первых условий и для устранения коррупции. В практике многих стран имеются примеры в связи с этим. К примеру, в какой-то стране коррупция процветает лишь потому, что нет силы, способной контролировать правление существующего там режима. И пресса является одной из сил, играющих эту балансирующую роль. Кроме этого, там, где существует свободная пресса, системы юстиции и суда работают более совершенно. Если бы это контролировалось прессой, они бы вынуждены были работать серьезнее и ответственнее.

– Армения и Азербайджан вступили в СЕ в один день и, когда две конфликтующие страны вступали в организацию, перед ними было поставлено обязательство урегулировать нагорно-карабахский конфликт мирным путем. Как вы оцениваете процесс мирных переговоров по прошествии 10 лет?

– Как вы знаете, этот процесс ведется в рамках Минской группы ОБСЕ и не находится в компетенции СЕ. Однако если СЕ сможет внести в какой-либо форме вклад в Минский процесс, то он сделает это с большой радостью. Хотелось бы отметить одну черту, которую можно отнести ко всем «замороженным конфликтам».

Если присмотреться к истории, то можно ясно увидеть, что, не построив правового государства, не обеспечив верховенства права, невозможно установить и долгосрочного мира. Очень важно обеспечить верховенство закона для увеличения усилий в направлении достижения и установления мира. И это важно не только лишь для нагорно-карабахского конфликта, но и для всех «замороженных конфликтов».

– Иногда, главы больших государств и международных организаций совершают визит в Азербайджан и в Армению в одно и то же время, дабы показать своего рода нейтральность. Недавно вы также совершили визит в Армению. Собираетесь ли вы совершить визит в Азербайджан в ближайшее время?

– Действительно, я совершил визит в Армению недавно. Но это не был официальный визит. Я отправился в Ереван для участия в особом мероприятии, форуме под названием будущее демократии. Если бы я совершил официальный визит, то, скорее всего, я также отправился бы и в Азербайджан. Но вы можете быть уверенными, в ближайшее время я совершу визит в Азербайджан.

– Какова ситуация в связи с проводимыми внутри Совета Европы преобразованиями и что по вашему мнению необходимо предпринять для повышения влиятельности организации?

– Надеюсь, что проводимые преобразования будут способствовать еще большему совершенствованию политической значимости организации. Это возможно только в том случае, если мы сосредоточим все наше внимание и возможности на претворении в жизнь созданных нами норм. В настоящее время мы и в самом деле находимся на стадии воплощения проделанных нами ранее нормативных работ.

Первым этапом было создание организации. После разрушения берлинской стены наступил этап расширения организации. Сейчас мы находимся на стадии внедрения принятых до сих пор норм. Считаю, что СЕ действительно может сыграть большую роль в жизни Европы. А это возможно лишь путем внедрения принятых им до сих пор принципов и норм. Если вы обратите взор на сегодняшнюю Европу, то убедитесь, насколько важно претворение в жизнь этих принципов и норм.

Потому что сегодня в Европе есть такие серьезные и опасные тенденции, которые ставят под сомнение фундаментальные ценности, в истинности которых мы не сомневались. Поэтому мы стоим на страже этих ценностей. Но для правдоподобной роли защитника у нас должны быть специальные средства, которые дадут возможность для воплощения всех обязательств, принятых странами-членами организации.

– Турция в настоящее время председательствует в Комитете Министров Совета Европы. Если учесть, что председателем ПА СЕ, являющейся вторым основным учредителем организации, тоже является турок, можно сказать, что сейчас в структуре образовалась турецкая пара. Довольны ли вы деятельностью Турции в Комитете министров СЕ? Как Турция справляется с этой обязанностью?

– Турецкая пара – это не спланированный заранее вопрос, как ни странно, это действительно ситуация, сложившаяся совершенно случайно. На самом деле, я расцениваю факт участия двух турок в управлении такими престижными европейскими структурами, как историческое событие. По моему мнению, это является важным вопросом в рамках европейской политики.

Это очень значимо как для Турции, с точки зрения восприятия Турции в качестве европейской страны, так и для самой Европы.