«Армения добровольно выбрала абсолютную зависимость от России в надежде, что взамен получит Нагорный Карабах, экономические выгоды, включая снижение цен на российские энергоносители и крупные инвестиции в армянскую экономику. И проиграла».
Как сообщает AZE.az, так считает ведущий эксперт по вопросам обороны и безопасности Лондонского аналитического центра Jane’s Intelligence Лилит Геворкян. В интервью 168.am она прямо назвала надежды Еревана на такие бонусы от Москвы «серьезным внешнеполитическим просчетом армянских властей».
По мнению Геворкян, Армения не может претендовать на миссию единственного стратегического союзника России в регионе, в то время как Азербайджан, развивая отношения с Россией и ИРИ, показал, что в отличие от Армении является надежным партнером.
«Пока продолжается переговорный процесс по карабахскому конфликту, Азербайджан будет эффективно использовать угрозу войны. В сложившейся ситуации Ереван остается слабым и изолированным государством. Москва за счет интересов Армении будет укреплять свои отношения с Азербайджаном», – не сомневается Геворкян.
С проводимой Арменией внешней политикой Ереван напрасно ожидает поддержки Запада. «Трудно себе представить основания, почему Запад должен тратить ресурсы, чтобы помочь Армении, если она является стратегическим союзником России, где армянская власть и оппозиция, почти вся государственная система предпочитает евразийскую интеграцию. Фактически у Армении нет в мире союзников», – заявляет политолог.
Анализируя сегодняшнее положение Азербайджана, Геворкян обращает внимание на то, что даже в условиях снижения мировых цен на нефть эта обладающая большими запасами энергоресурсов страна остается стратегическим партнером Запада. Азербайджан укрепляет свои позиции, используя конъюнктуру мирового энергетического рынка. И это не случайность, а результат последовательной и сбалансированной внешней политики азербайджанских властей.
И такой же не случайной считает она растущую изоляцию Армении, напрямую связанную с государственной политикой Еревана, согласившейся с ролью сателлита России.
«Естественно, такая позиция Армении в регионе привела к потере экономической привлекательности для других стран. Армения, в отличие от Азербайджана, так же не привлекательна для российского бизнеса. Единственной целью России является сохранение в Армении своих стратегических объектов. Пользуясь всеми этими факторам, Баку ведет выигрышную внешнюю политику», – утверждает эксперт.
Россия будет стремиться сохранить главенствующую роль в вопросе урегулирования карабахского конфликта, стать главным «миротворцем». И на этом фоне риск войны, считает политолог, очень высок. В случае же ее возобновления армяне проиграют, и военная интеграция Армении с Россией, губительно действующая на государственность Армении, отнюдь не гарантирует сохранения в будущем контроля над Нагорным Карабахом.
Президент Ильхам Алиев серьезно усилил свои политические позиции после апрельской войны. «Потому что он является первым президентом, который вернул определенные территории. Он показал, что армянская армия не непобедима, и продемонстрировал эффект от проведенной в последние годы модернизации азербайджанской армии», – отмечает Геворкян.
Война и угроза больших потерь будут оставаться до тех пор, пока армянская сторона будет продолжать свою нынешнюю внешнюю политику. Ереван остается стратегическим союзником России, которая планирует завершить экономическую и военную интеграцию, но в армянских планах Москвы нет места Нагорному Карабаху, резюмирует Геворкян.