Кризисная ситуация в банковской сфере Азербайджана продолжает вызывать массу вопросов. Главный из них: кто должен нести ответственность за доведение банков до фактического банкротства?
Как сообщает AZE.az, многие эксперты считают, что это, прежде всего, собственники этих финансовых учреждений.
По словам директора юридической фирмы IJS Law Firm, руководителя юридической фирмы «Антиколлектор», члена Коллегии адвокатов Азербайджана Акрама Гасанова, владельцы банка часто кредитуют неких подставных лиц или предприятия, связанные с самими владельцами.
«Кредиты, разумеется, не обеспечиваются надлежащим залогом, и в итоге для вкладчиков таких банков складывается совсем незавидная ситуация, а ведь средства для кредитования — деньги простого населения. Для начала давайте разберемся, что же такое банкротство банка. Это ситуация, при которой все имущество банка оценивается в меньшую сумму, нежели его долги. А из чего состоит имущество банка? Это по большому счету кредиты, деньги вкладчиков, компаний, других банков», — сказал он, пишет Echo.az.
«Если кредиты банку не возвращаются, он становится банкротом. Причин невозвращения кредита, по сути, может быть две — объективные и субъективные. К объективным можно отнести, например, неурожайный год у фермера, взявшего кредит в банке, а к субъективным, если, к примеру, руководство банка выдает кредит принадлежащим им самим или близким к ним людям компаниям предприятиям. То есть по сути они выдают кредиты самим себе», — отметил Гасанов.
По его словам, естественно, выдаются эти кредиты на льготных основаниях под самые низкие процентные ставки, скажем, под 3%, тогда как всем остальным гражданам кредиты выдают под бешеные проценты, доходящие до 30%.
«Никаким залогом выданные подставным лицам кредиты, понятное дело, не гарантируются. Таким образом, владельцы банков присваивают деньги вкладчиков. То есть, если вы видите кредит, выданный банком под низкие проценты, это тот кредит, который никто не будет возвращать, это присвоенные банком деньги вкладчиков.
Он отметил, что такая ситуация продолжалась до двух девальваций маната, произошедших в Азербайджане. После этого банки начали объявлять себя банкротами.
«Спрашивается, куда же все эти годы смотрел Центральный Банк, который был знаком с внутренней ситуацией в банках, но всех все устраивало. Отчеты по процентным ставкам банков не вызывали нареканий, так как выводилась средняя цифра по процентам на кредит. То есть обычным клиентам банк выдает кредит под 30%, «своим же людям» под 3-8%, в отчет же идет средняя цифра 15-16%», — сказал Гасанов.
«Как сегодня мы можем наблюдать, банки подают в суд на своих клиентов, не выплачивающих проценты по кредитам, но, естественно, они не подают в суд на крупные компании, которым они выдавали огромные суммы под проценты и все потому, что эти компании принадлежат руководству, управляющим этих банков. Такая ситуация выгодна банкам. По сути все вклады вкладчикам обанкротившихся банков выплачиваются государствам из Фонда страхования вкладов, который, к слову сказать, сам уже опустошен и является банкротом. Владельцы же банков ничего не потеряли, они никому ничего не выплачивают, они скорее только приобрели деньги вкладчиков, которые присвоили», — говорит А.Гасанов.
По словам Гасанова, в Азербайджане 80% обанкротившихся банков стали банкротами по субъективным причинам, то есть в результате злоупотребления своими полномочиями.
«Кстати, нельзя не отметить, что больше всего от банкротства банков пострадали компании, которые держали в этих банках свои финансы, они потеряли миллионы, которые им, естественно, никто не вернет, хотя принято больше говорить о пострадавших рядовых вкладчиках, физических лицах. Но им, как раз, деньги вернут из Фонда, если вклад был застрахован», — отметил он.
«Когда к нам обращаются владельцы компаний, потерявшие в банках огромные деньги с вопросом, как же вернуть эти деньги, мы советуем им подавать в суд на владельцев, управляющих обанкротившихся банков, а также на Центральный Банк, который своим бездействием поощрял присвоение денег вышеперечисленными лицами. У нас нет никакой прозрачности ни в функционировании банков, ни даже в процедуре ликвидации обанкротившихся банков. Сегодня процедура ликвидации банков закрыта для нас, хотя государство обязано обеспечить ее прозрачность», — сообщил эксперт.