ОДКБ дистанцируется от Карабаха: Москва не хочет задевать Баку

В Армении рассчитывали задействовать против Азербайджана силы ОДКБ.

Как сообщает AZE.az, 14 октября в Ереване прошёл саммит глав государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На нём собрались президенты пяти стран, однако ни одного сколько-нибудь важного документа подписано так и не было. Об этом, как передает Vesti.Az, пишет российское издание «Наша Версия»

Видимо, не случайно – как выяснило издание, уже в ближайшее время ОДКБ может прекратить своё существование. На саммит съехались президенты Белоруссии, России, Киргизии и Таджикистана.

Пожалуй, главной интригой, которая хоть как-то оживила происходящее, стало то, что в Ереван не смог приехать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, прислав вместо себя премьер-министра. Пропустил встречу Назарбаев, как официально сообщалось, по состоянию здоровья: подхватил простуду и не смог приехать из-за плохого самочувствия.

Михаил Нейжмаков – эксперт по международной политике, руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений, специально для Vesti.Az написал о перспективах этой организации.

Развал ОДКБ

Развал ОДКБ стал бы возможен в случае, если бы во всех странах-членах этой организации за пределами России пришли к власти жесткие противники Москвы. Теоретически, такое возможно, но  не в ближайшем будущем. Другая вариация того же сценария: если бы внешние силы (на такую роль подошли бы США) выкрутили руки нынешним  партнерам России по ОДКБ и заставили их покинуть блок. Опять же, теоретически возможно, но сам Вашингтон в ближайшем будущем вряд ли поставит такую задачу. США настроены на сдерживание, но не удушение России. А ОДКБ – один из элементов системы сдержек и противовесов на постсоветском пространстве.

Еще одна причина, которая могла бы повлечь распад данной организации – отказ России от любых собственных военно-политических проектов. Это совсем маловероятно – участие в разрешении военно-политических кризисов в бывшем СССР Москва не прекращала даже в 1990-е, когда ее экономика и оборонный потенциал были в крайне плачевном состоянии. Ведь и Договор о коллективной безопасности был подписан уже в мае 1992 года – а ведь Советский Союз прекратил свое существование всего за полгода до этого.

Конечно, у ОДКБ есть слабые стороны. Ее слабая сторона с точки зрения многих представителей России – эта организация явно не рассчитана на противостояние (даже не предполагающее военного конфликта) с крупным потенциальным противником, это не тот альянс, на который можно опереться при обострении отношений с западными державами.

Слабая сторона с точки зрения других участников блока – готовность организации защищать их интересы в сфере безопасности имеет свои пределы. Отсюда, например, выходившие сразу после «апрельской войны» публикации в ряде армянских СМИ, что «союзники по ОДКБ предали» Ереван. И уж конечно далеко до осуществления наиболее  амбициозных для блока прогнозов, вроде возможности вступления в его ряды Ирана. По той причине, что это привело бы к втягиванию блока в конфликты, на которые он сейчас не рассчитан.

С другой стороны,  есть важная привлекательная сторона ОДКБ: геополитические конкуренты России не готовы всерьез заниматься даже тем кругом вопросов безопасности  участников блока, которые готова решать эта организация. США или Китай для среднеазиатских участников блока, Иран или западные державы для Армении де-факто не гарантируют того военно-политического «зонтика», который   предлагает ОДКБ.

Армения и ОДКБ

У части наблюдателей в Армении были завышенные ожидания по поводу заявления государств-членов ОДКБ по карабахскому конфликту, которое в итоге было принято в октябре 2016 года на саммите в Ереване. Но ведь Казахстан (представленный на этом мероприятии премьером, а не президентом) и Белоруссия не в первый раз дистанцируются от карабахского конфликта. Да и от Москвы было бы странно ожидать поддержки слишком жестких заявлений по Карабаху, которые могли задеть Баку.

Немного другая картина – с вопросом об избрании нового генсека ОДКБ (вопрос, как известно, в итоге был отложен). Целый ряд политиков и экспертов в Армении изначально не связывали больших ожиданий с  возможным назначением соотечественника на данный пост. Например, глава делегации Национального Собрания Армении в Парламентской ассамблее НАТО Корюн Нагапетян заявлял: «Не нужно полагать, что благодаря назначению нашего представителя генсеком ОДКБ мы можем ожидать самых выгодных решений по всем важным для нас вопросам». А замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян отмечал, что «в стратегическом плане это не принесет Армении каких бы то ни было серьезных изменений».

На самом деле, формирование у общественности завышенных ожиданий от нового генсека ОДКБ было бы не выгодно и властям Армении. Такие ожидания сейчас спровоцировали бы более жесткие претензии к руководству страны от граждан при первом же обострении внешнеполитической обстановки.

Чисто теоретически, гражданин Армении, став генсеком ОДКБ, мог бы делать от имени этой страны более жесткие заявления в отношении Баку, чем уроженец России, Казахстана или Белоруссии. Но на деле даже это не очевидно. Генсек ОДКБ будет связан обязательствами перед ключевыми игроками организации. Для выходца из Армении, если он займет этот пост,  было бы логичнее, по возможности, устраниться от заявлений по поводу Азербайджана или, например, ситуации вокруг Карабаха.