Иран вновь готов поддержать страну-агрессора – Армению.
Как сообщает AZE.az, глава Центра нефтяных исследований Азербайджана (ЦНИА) Ильхам Шабан в интервью “Новости-Азербайджан” прокомментировал экономические проекты в регионе.
– Как вы относитесь к идее строительства трубопровода из Ирана в Армению? Насколько возможна его практическая реализация?
– Я считаю практическую реализацию по прокладке трубопровода из Ирана в Армению вполне возможной. Строительство предполагаемого нефтепровода, а точнее продуктопровода, не сложно, поскольку не требует большого инвестирования.
Проект достаточно простой, так как трубопровод будет протянут из Тебриза до границы Мегри. Поскольку данная инициатива исходит от иранской стороны, по всей видимости, она и возьмет на себя все затраты на прокладку трубопровода. Ну а после практической реализации, наверное, стороны договорятся о дальнейшем плане поставок.
– Какую выгоду может получить Азербайджан в случае подключения к проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ)? Насколько эффективен сам проект?
– Подключение Азербайджана к этому проекту могло бы быть целесообразно в нескольких случаях. Во-первых, если бы Запад полностью отказался от азербайджанского газа, что практически исключено. Во-вторых, если бы были созданы благоприятные условия для строительства Транскаспийского газопровода. И, в-третьих, если бы Туркменистан предложил бы Азербайджану очень хорошие транзитные условия.
Что касается эффективности проекта ТАПИ, то шансов на это у него не более 10%. Причем, 5% из этих 10% я отвожу на долю Туркменистана, а другие 5% – на долю Индии. Шансы у Пакистана и Афганистана в этом вопросе практически на нуле. Было бы удивительно, если бы посредством них была бы возможна доставка газа, а от вложенных средств была получена солидная прибыль. Этим странам следовало бы разобраться, первым делом, с вопросами безопасности, а уже после решать свои экономические запросы.
В любом случае, Азербайджан, как производитель газа и как его экспортер, занимает весьма выгодную позицию на энергетическом рынке, поэтому то, к какому из проектов он подключится в дальнейшем, будет зависеть от его выбора. Во всяком случае, правительство страны сочтет нужным подключиться к энергетическому проекту, в случае его экономической целесообразности.
– Практическая реализация проекта «Северный поток» становится очевидным фактом. Каковы возможности этого газопровода?
– В текущем году по проекту «Северный поток» предполагаются поставки газа в объеме 27,5 миллиарда кубометров, с последующим наращиванием до 55 миллиардов кубометров. Я нахожу проект вполне перспективным, поскольку имеются все условия для его реализации.
Решены основные вопросы, связанные с его финансированием и поставками газа.
В данном проекте все четко и ясно, так как газ продает Россия, а покупает его Германия. Нет посредников, нет транзитной страны, что намного упрощает запланированную реализацию проекта. Проект имеет политическую поддержку, как со стороны России, так и со стороны Германии. Никаких препятствий не существует для его реализации в плане экологических вопросов, так как они также успешно решены на дипломатическом уровне.
– Каковы на сегодняшний день перспективы реализации газопровода Набукко?
– Ссылаясь на предыдущие мои прогнозы относительно данного проекта, очевидно, что они прежние, поскольку и по сей день существенных изменений в плане реализации газового проекта Набукко так и не произошло. В отличие от других газовых проектов, Набукко – наиболее перспективный, поскольку он получил большую поддержку в Европе, но фактически все вопросы, после решения которых возможно практическая его реализация, остаются открытыми. Поэтому прогнозировать его реализацию даже в ближайшей перспективе сложно.
По крайней мере, я не считаю заявления, выдвигаемые консорциумом по строительству газопровода относительно заключения к концу 2011 года всех контрактов по финансированию и строительству трубопровода, обоснованными, и тем более, не согласен с предположением о возможности прокладки трубы в предстоящем 2012 году.
Объясню почему. Дело в том, что еще не готово технико-экономическое обоснование по проекту, причем не выполнены даже предшествующие ТЭО инжиниринговые работы. Поэтому говорить о ближайшей реализации проекта нет смысла.
– В каких пределах будет варьироваться цена на нефть в текущем году?
– Я уже говорил о том, что повышение цены на нефть не является результатом большого мирового спроса на нее, и что одним из основных факторов, влияющих на рост цен, является ослабление курса доллара. Однако на сегодняшний день ситуация несколько сгустилась, поскольку появились политические факторы, от которых будет зависеть то, насколько будет меняться ценовая планка на нефть в последующие сроки.
С учетом нынешней нестабильной обстановки на Ближнем Востоке можно предположить, что цены во многом будут зависеть от политического климата, развернувшегося в этом регионе. Нестабильная политическая ситуация обязательно затронет экономический рынок, и тем самым поспособствует нагнетанию ситуации на рынке нефти, что повлечет, в свою очередь, разрастание спекулятивных факторов, которые неизбежно поспособствуют дестабилизации цен на «черное золото». Поэтому в текущем году цены на нефть в большей степени будут зависеть от любых, политических катаклизмов на Ближнем Востоке.