Лукашенко констатировал, что торгово-экономические отношения с Россией в последнее время складываются не лучшим образом.
Как сообщает AZE.az, Минск будет "оптимизировать" свое участие в связанных с Россией интеграционных проектах для защиты национальных интересов, пригрозил президент Белоруссии Александр Лукашенко, пишет Русская служба Би-би-си. "Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в Евразийском экономическом союзе. Нарушается [в ЕАЭС] все, о чем договорились", – сказал Лукашенко, принимая госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту.
"Мы должны четко определиться: или мы идем на углубленную интеграцию государств, или нет. И самое главное: мы будем исполнять заключенные договоры и обязательства или не будем? Вот это главный вопрос для нас", – цитирует Лукашенко официальное агентство БЕЛТА.
Что заставляет нервничать
Белстат сообщает, что ВВП страны в январе-августе снизился на 3% к аналогичному периоду прошлого года. Премьер Белоруссии Андрей Кобяков объяснил это падение прежде всего сокращением поставок российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы.
По официальным данным, из-за сокращения поставок Белоруссия в июле снизила импорт нефти и нефтепродуктов на 37,6% в сравнении с июньским объемом.
Именно в июле Россия приняла решение сократить поставки нефти в Белоруссию из-за оспариваемого Минском долга за российский газ и невыполнения обязательств по поставкам нефтепродуктов на российский рынок. Впрочем, размеры поставок нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти, Минском также оспариваются: белорусское правительство заявляет, что в соответствии с межправительственными договорами имеет право не продавать бензины и дизтопливо в Россию, если на европейских рынках за продукт дают больше.
К тому же, замечают в Минске, дефицита на российских рынках нет, так что экстренной братской помощи не требуется. Президент Лукашенко, голосуя в день парламентских выборов 11 сентября, сообщил журналистам, что по цене и списанию долга за поставленный Россией в республику газ удалось договориться, но уже через несколько дней стало известно: переговоры по газу вице-премьеров России и Белоруссии не привели к компромиссу.
"Мы телепаемся, иначе не скажешь, и уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь, но давления я не потерплю, и белорусы тоже", – заявил во вторник президент Лукашенко.
Закрытые рынки
Лукашенко констатировал, что торгово-экономические отношения с Россией в последнее время складываются не лучшим образом. "Мы всегда гордимся тем, что вот товарооборот [с Россией] снизился, но в натуральном выражении мы прибавили, – привел пример Александр Лукашенко. – Это говорит о том, что мы начали поставлять в Россию большие объемы, но по ценам наполовину ниже. Какая доходность Беларуси от этого? Практически никакой".
Россия периодически блокирует поставки белорусских товаров – даже тех продуктов питания, которые закупает Евросоюз. "В России они почему-то "некачественные". Но понятно: когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство, там связи – вы знаете не хуже меня, какие, – а правительство дает команду "фас" разного рода чиновникам – от Россельхознадзора, и так далее. Они у нас три предприятия открывают для поставок – пять закрывают, пять открывают – шесть потом закрывают. Идет неприкрытое давление", – рассказал Лукашенко.
"Я почему открыто об этом говорю? Потому что уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может", – заявил белорусский президент, заметив, что речь не идет об отказе Минска от постсоветских интеграционных структур либо о свертывании проектов.
"Но свое участие в этих проектах мы будем оптимизировать", – заявил Лукашенко, пояснив, что уже дал соответствующее поручение правительству и своей администрации.
"Перчатка Путину"
"Динамить" интеграционные структуры Лукашенко, судя по его высказываниям, пока намерен весьма мягко. "Если так будет продолжаться — зачем нам там держать кучу чиновников? Там, по-моему, уже около тысячи в так называемом правительстве в ЕАЭС. И какой результат? Зачем платить деньги на содержание в Москве высококлассных специалистов? Мы лучших туда отдали. Мы им найдем работу здесь, а то, что там будут приниматься решения, мы с ними согласимся, потому что их практически нет", – объяснил белорусский президент госсекретарю Союзного государства Григорию Рапоте.
"Формально Александр Лукашенко обратился с претензиями к союзному чиновнику, но на самом деле это вызов непосредственно Кремлю", – замечает обозреватель "Белорусских новостей" Александр Класковский. Аналитик уверен, что Лукашенко "бросил перчатку Путину" из-за финансово-экономических проблем в отношениях с Россией.
"Чтобы вы четче поняли, кто был действительным адресатом этих месседжей, стоит подчеркнуть, что евразийский проект выпестовал лично Путин. По замыслу именно под этой вывеской Россия должна была последовательно укреплять свое влияние на постсоветском пространстве, привязывать к себе бывшие "республики-сестры", – говорит Класковский.
"Но сестры проявили немалый прагматизм. Они равнодушны к духовным скрепам, так и норовят перевести разговор в скучную плоскость: а какая нам от этого будет доходность? Но для подмазывания интеграционного процесса субсидиями у России сейчас не лучшие времена", – продолжает эксперт.
Президент Лукашенко, похоже, ситуацию союзника понимает, но не намерен жить по формуле российского премьера Медведева "денег нет, но вы держитесь". "Мы не собираемся бежать впереди паровоза и кого-то излишне дергать – нам это не нужно. Мы всегда старались приспособиться к своим соседям, чтобы им не мешать, но у нас же есть собственный интерес", – отметил белорусский лидер.
Что будет завтра?
Лукашенко призвал Россию определиться с будущим интеграционных проектов по созданию Союзного государства и ЕАЭС. Аналитики в Минске отмечают, что официальный Минск вряд ли свернет все отношения с ЕАЭС, хотя еще на стадии оформления Таможенного союза белорусские власти предупреждали: участие зависит от выгоды.
"Просторы ЕАЭС активно рекламируются Минском для привлечения китайских, ближневосточных, даже африканских партнеров – вот какой большой рынок! Но этот проект, глядя из Минска, пока действительно больше рекламный, чем прибыльный", – говорит кандидат экономических наук, правозащитник Людмила Грязнова.
"Позиция России – не только в "содержании" постсоветских партнеров, но больше в обозначившемся вызове миру, с которым постсоветские партнеры не согласны, – вредит репутации ЕАЭС", – отмечает она.
"У заклятых союзников нет другого пути, кроме как договариваться", – отмечает, в свою очередь, политолог Александр Класковский на портале "Белорусские новости". "Без Беларуси евразийская интеграция стала бы совсем ущербной. Москве также нужен здесь стратегический плацдарм. Ну а Минск без российской помощи и вовсе окажется в экономической яме", – уверен эксперт.