В столице Азербайджана состоялся пятый международный гуманитарный форум, в котором участвовали представители политической, научной и культурной элиты мирового сообщества.
Как сообщает AZE.az, своими впечатлениями от бакинского форума в интервью «Москва-Баку» поделилась доцент кафедры Европейского интеграционного права МГИМО МИД России, кандидат юридических наук, адвокат Екатерина Торкунова.
– Екатерина Анатольевна, как вы оцениваете работу форума?
– Проведение бакинского гуманитарного форума – это значимое событие, в том числе и для российской стороны. В первый раз он состоялся в 2010 году, тогда являлся российско-азербайджанским и был направлен исключительно на сотрудничество наших двух стран. Теперь границы форума значительно расширились, на него приглашают представителей мировой научной, культурной, политической общественности, что для нас, несомненно, имеет большое значение. Так, вчера работу форума открывал лично президент Азербайджана Ильхам Алиев, а во второй части выступали нобелевские лауреаты. В течение двух дней мы обсуждаем важные вопросы, касающиеся миграции, биоэтики, состояния журналистики в современном мире. В Баку мы говорим о том, что сегодня представляет угрозу мировому сообществу и ищем пути решения.
Вчера были интересные обсуждения о проблемах журналистики, говорили о том, как СМИ влияют на людей. В своем выступлении заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман рассказал интересную историю взлома сайта одного из ведущих информационных агентств, где после этого была опубликована информация о стрельбе в Белом доме в Вашингтоне и ранении президента Барака Обамы. Ничего не подозревая о взломе сайта и не перепроверяя информацию, ее тут же подхватили другие СМИ, ведь они доверяли этому известному и уважаемому агентству. Это пример того, как сегодня может деструктивно распространяться информация, и в Баку мы обсуждаем то, какие последствия это может иметь, чем грозит всему миру.
Лично для меня, как для юриста, является важным также участие в кругом столе на тему «Молекулярная биология, биофизика, биотехнология: инновационные и этические проблемы», где мы говорим об этических, религиозных и правовых аспектах биомедицины. Потому что все эти науки – биофизика, биохимия и биомедицина – они все больше продвигаются вперед и возникает вопрос, а нужно ли нам это? И как осуществлять праворегулирование в этой сфере?
– 26 сентября в Азербайджане состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию страны. С юридической точки зрения, как вы думаете, нуждается ли основной закон страны в обновлении и адаптации к современным реалиям?
– Модификация основного закона может быть вызвана различными социально-политическими или культурными факторами, на ее изменение могут повлиять также события, происходящие в мире. В 2015 году, например, были внесены изменения в Конституцию России, которые были одобрены Советом Федерации РФ. На самом деле, основной закон все время совершенствуется, это обычный процесс в мировой практике, и я рада, что в Азербайджане также произошли такие позитивные изменения.
– Какие у вас сложились впечатления от Баку?
– В Баку я увидела то, что совсем не ожидала увидеть, и сейчас нахожусь под большим впечатлением от азербайджанской столицы. В Баку я увидела город будущего. Мы весь день провели в Центре Гейдара Алиева, и мне показалось, что я нахожусь в здании из какого-то далекого продвинутого будущего. Я считаю, что у Азербайджана самые лучшие перспективы, а Баку может стать центром диалога между исламским и христианским миром. У меня пока не было достаточно времени, чтобы прогуляться по столице, но я уже побывала в Старом городе «Ичери шехер», нам провели небольшой экскурс в историю страны и это очень впечатляет. У меня много друзей из Азербайджана, с которыми мы поддерживаем теплые отношения, сотрудничаем, многие из них преподают в МГИМО.
После распада СССР Азербайджан и Россия продолжали поддерживать тесные дружеские отношения, и я надеюсь, так будет и впредь. Знаете, когда я вышла из бакинского аэропорта, меня встречали организаторы форума, и я спросила у сопровождавшего лица, говорит ли он по-русски, на что он чуть обиженно ответил «конечно же». Так приятно, что молодое поколение азербайджанцев свободно владеет русским языком. Понято, что старшее поколение знает его, так как когда-то мы все жили в составе СССР. Но если раньше изучение русского языка было обязательным, то сейчас новое поколение выбирает его осознанно и это не может не радовать.