США желают сильно трансформировать Кавказ, в деле Грузия, пытаются включить и Азербайджан

Армения утратила какую-либо значимость для Западного сообщества, причем, скорее, для Европы и в меньшей мере США. Армяне обозначили себя как народ, не способный к государственному мышлению. Армения остается вассалом России, а также не пытается выбраться из этого болота.

Как сообщает AZE.az, в политической и аналитической литературе публичного и эксклюзивного характера уже довольно широко распространены утверждения о некотором свертывании американской политической активности в Южном Кавказе, а вернее, в Черноморско-Кавказском регионе, пишет армянское издание «Лрагир».

В данном случае очень важно верно подобрать определения, а именно: что имеется в виду под свертыванием американского присутствия – ограничение политических инициатив или, все-таки, снижение активности или внимания к региону? Данная подробность и соответствие тех или иных определений представляется важным, так как нужно понимать суть нынешнего стиля, подходов, целей и задач США в Южном Кавказе и какие факторы предопределили нынешнюю позицию и конкретные задачи США.

Причем, аналогичные проблемы возникли и в политике США в отношении Центральной Азии, и было бы целесообразным рассматривать эти два внутренних континентальных региона совместно.

На наш взгляд, было бы правильным попытаться подразделить политику и политические задачи США в данных регионах на «общие» и на «частные», что позволит выяснить характеристики факторов влияния на политику США. Так называемые «общие», или, возможно, правильнее определить как стратегические задачи США в Евразии, в том числе во внутренних регионах Евразии остаются неизменными, и ничего не подтверждает того, что американские цели подверглись пересмотру.

Чтобы определить евразийскую политику США, нужно «отложить» в сторону проблемы отношений с Россией, Ираном и с исламским миром. Евразийская политика США в настоящее время означает прежде всего реализацию глобального проекта сдерживания экспансии Китая. США уже приложили достаточно усилий для формирования глобального «кольца» окружения Китая своими союзниками и партнерами, включая Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Индию и Центральную Азию.

США скептически рассматривают возможность реального развертывания российско-китайского альянса и, видимо, верно оценивают значимость противоречий и проблем в отношениях между Россией и Китаем, пытаясь включить Россию как партнера в свою евразийскую политику.

США могут демонстрировать «остывание» внимания к различным проблемным регионам и странам, но что касается Китая, здесь ничто не может остаться без внимания и выпасть из числа задач стратегии. Поэтому роль Центральной Азии, которая рассматривается как «заслон» для китайской экспансии в западном направлении, останется для США важной, независимо от решений проблем в Афганистане.

Центральная Азия входит в Ось, которая включает Афганистан и Индию. Возможно, США предпочитают не форсировать процессы и не осуществлять преждевременные задачи в этом регионе, так как здесь американцы решили уже много вопросов.

США весьма деликатно вытеснили Турцию из Центральной Азии, причем сделали это очень простым образом – предпочли не поддерживать усилия и натиск Турции в этом регионе. Россия также не сумела исключить или заметно потеснить позиции США, несмотря на включение некоторых стран региона в военный и экономический блоки, ориентированные на Москву.

США по большому счету проиграли здесь пока только Китаю, который стал лидером из числа внешних акторов, все еще в сфере экономики, но вслед за экономическими проектами придут и политические инициативы.

Но главное, чего добились США в Центральной Азии, это утверждение практики и традиции своего политического и военного присутствия, причем, при наличии ОДКБ США сумели сделать свое военное присутствие в регионе лидирующим по интенсивности, стратегическим и тактическим задачам.

Поэтому невозможно подозревать США в серьезных намерениях основательно снизить свое присутствие в Южном Кавказе, так как этот регион является «обязательным условием» для США и НАТО для обеспечения присутствия в Центральной Азии, включая Афганистан, а в дальнейшем и Пакистан. Кстати, Пакистан, как возникающая крупная проблема для США, в любой момент может стать нелояльным, и тогда пакистанские коммуникации в северном направлении станут более чем сомнительными.

Можно допустить, что даже в части стратегии США могут позволить себе временно переставить акценты, вследствие глобальных экономических проблем и необходимости экономить силы в иных направлениях, но нет ни формальных, ни фактических признаков и аргументов по вопросу о глобальных направлениях внешней политики США. В политической литературе, включая работы весьма критически настроенных авторов, нет таких аргументов, а вся интрига сводится к дискуссии и выдвижению тех или иных версий конспирологического свойства.

Так или иначе, свертывания присутствия США в данных регионах не произошло. США намерены продолжить продвигать свое влияние посредством основных политических структур Западного сообщества – НАТО и ЕС. К сожалению, США не интересуют резервы минерального сырья, но возможно, это к лучшему.

В современном мире происходят довольно глобальные изменения в части рассмотрения значения отдельных видов сырья и материалов. Внедряются новые виды материалов и топлива. Для Кавказа и Центральной Азии остаются только геополитические задачи, которые весьма важны для США, в любом случае.

Как бы ни развивались страны и группы стран в этих регионах, они будут оставаться важными на пути приобретения новых позиций. Кавказ – это буфер для решения задач безопасности Европы, коммуникационного решения с Ираном и Ближним Востоком, а также Центральной Азией.

Кавказ желают сильно трансформировать, превратив его в важную составляющую в оборонной сфере. Пока что в деле только Грузия, возможно, попытаются включить в эти конструкции и Азербайджан.

Армения утратила какую-либо значимость для Западного сообщества, причем, скорее, для Европы и в меньшей мере США. Армяне обозначили себя как народ, не способный к государственному мышлению. Армения остается вассалом России, а также не пытается выбраться из этого болота.

Кавказ очень неудобный регион, в особенности для США, которые привыкли говорить конкретно и без реплик деликатного характера. Армяне могли получить весь набор необходимого вооружения. Они пытаются привести в порядок свои милитаристские сферы, но все заканчивается провалом под влиянием глупой и высокопарной болтовни.

Центральная Азия рассматривается как источник обогащения Китая, и, пожалуй, в этом качестве она более никого не интересует. Россия не в состоянии осваивать даже минеральные ресурсы своих источников, не говоря уже про соседние с ней регионы. Китай уже достаточно освоил Центральную Азию и поглядывает на Кавказ.

Какова же в этом случае роль региона и каким образом США будут пытаться усилить свое влияние на него? США рассматривают этот регион как будущую провинцию Китая, если Западное сообщество не будет противиться этим целям.

Перед США стоит задача сохранить суверенную государственность пяти государств региона, и по замыслам, эти государства возлагают на США многие надежды. Россия пытается не допустить развития этих стран и рассматривает их как источник рабочей силы.

США имеют чисто геополитические интересы, и у этих стран нет иного выхода, кроме как приспособиться к присутствию США.