Нагорный Карабах как кость в горле армян

Накануне в который уже раз очередной армянский деятель заявил о «праве на самоопределение народа Карабаха», которое, мол, оспорить нельзя.

Как передает AZE.az, последнее заявление принадлежит вице-спикеру парламента Армении Эрмине Нагдалян и заявила она об этом на парламентском форуме стран Центральной и Восточной Европы «Согласие и суверенитет».  Мотивировала свое заявление госпожа Нагдалян тем, что речь идет «о физическом существовании народа», пишет haqqin.az. Но о каком народе идет речь? Очевидно, о тех людях, кто родом и (или) проживает на территории Нагорного Карабаха. А это не только армяне, но и десятки тысяч азербайджанцев-карабахцев. Среди них, к примеру, посол Азербайджана в России, известный музыкант и композитор Полад Бюльбюль оглы, сам родом из города Шуши.

Самое удивительное, что Баку не против этого, так сказать, «самоопределения». Это армянская сторона всячески пытается отказаться от возможного будущего референдума, проведение которого является частью и «Мадридских принципов», и «Казанского плана» и так называемого «плана Лаврова». Главное и, в общем-то, понятное условие – в референдуме должны принять участие все карабахцы. И армяне, и азербайджанцы. Но на это армянская сторона не идет. Почему?

Дело в том, что в армянском обществе уже привыкли к имеющемуся статус-кво. Все считали само собой разумеющимся то, что Карабах – часть Армении. Но на деле – это не так. При этом даже с «формальной» точки зрения, «НКР» не признала не только Армения, но даже сами карабахские сепаратисты. И об этом написала один из авторов ереванского издания «Лрагир» Маргарита Карамян.

«Появляется все больше и больше материалов и мнений о том, что власти Армении, начиная с 1991 года и по сей день, не признали независимость «Арцаха» от Азербайджана, что вывело карабахскую проблему из плоскости права народа «Арцаха» на самоопределение в плоскость территориальных притязаний Армении к Азербайджану. Однако, как это не покажется парадоксальным, независимость «Арцаха» не признали даже власти самого «Арцаха».

Как известно, 2 сентября Армения и «Арцах» официально празднуют день провозглашения «Нагорно-Карабахской Республики», то есть день, когда 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней «стремясь восстановить добрососедские отношения между армянским и азербайджанским народами на основе взаимного уважения прав друг друга, принимая во внимание сложность и противоречивость обстановки в стране, неопределенность судьбы будущего Союза, союзных структур власти и управления, приняла Декларацию о провозглашении «Нагорно-Карабахской Республики», – пишет Карамян.

Далее, как она отмечает, 21 сентября 1991 года в Армении состоялся всенародный референдум о выходе из состава СССР. 94,99% принявших участие в голосовании, высказались за полную независимость республики. 23 сентября 1991 года Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым, суверенным государством, ни словом не обмолвившись о «Нагорно-Карабахской Республике». «Это был первый отказ Армении от признания права населения «НКР» на самоопределение и его воли о воссоединении с Арменией.

«Сегодня очень много говорится о том, что провозглашение «НКР» было стратегической и тактической политической ошибкой, потому что оно заложило основу недопущения воссоединения с Арменией. Однако стоит посмотреть назад, в историю 1991 года, когда Советский Союз распался, и Азербайджан, и Армения провозгласили независимость, причем Армения признала территориальную целостность Азербайджана вместе с «НКР», то есть, по сути, оставила «НКР» “висеть в воздухе”, как становится очевидно, что только провозглашение независимости спасло «республику» от гибели под обломками СССР.  Другое дело, что все обстояло бы иначе, если бы власти Армении при провозглашении независимости учли волю «народа НКАО», изъявленную в решении сессии Областного Совета НКАО от 20 февраля 1988 года о выходе области из состава Азербайджанской ССР и вхождении в состав Армянской ССР.

10 декабря 1991 года был проведен «референдум» о статусе Нагорного Карабаха, по итогам которого 99,89 % участников высказались за его независимость. 6 января 1992 года «парламент» «НКР» первого созыва — «Верховный Совет» «НКР» — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Именно этот день и должен отмечаться как день независимости «Нагорно-Карабахской Республики» от Азербайджана… Однако создается впечатление, что независимость «НКР» не хотят признать даже сами власти «НКР». 2 сентября, по закону, отмечается как «день провозглашения республики». Люди ошибочно подразумевают под этим «день независимости», и властям, кажется, очень удобно манипулировать сознанием общественности», – отмечает Карамян.

В целом, посыл армянского эксперта понятен: Армения должна признать «НКР». Но как же воля «народа НКАО», о чем упомянула сама же госпожа Карамян? Получается, что азербайджанцам отказывают в праве назваться карабахцами. Так было и в июне этого года, когда Давид Бабаян, «пресс-секретарь» лидера карабахских сепаратистов Бако Саакяна, назвал очередной провокацией азербайджанской стороны попытки уравнять «официальные власти» и «народ НКР» и структуру, именующую себя «азербайджанской общиной». О необходимости реализации права «народа НКР» на самоопределение (без упоминания азербайджанской общины) неоднократно говорил и армянский президент Серж Саргсян.

Если все согласны с тем, что разговор идет о «народе «НКР» или «НКАО» (а это и армяне, и азербайджанцы), то в чем проблема? Почему пункт об отложенном референдуме так беспокоит армянскую сторону? Может, армян в Карабахе стало заметно меньше, чем во времена советского Азербайджана? Может, азербайджанцев-карабахцев стало больше, пусть они и живут за пределами исторической родины?

Статус-кво уже не сохранить, это очевидно. Карабах для Армении стал «чемоданом без ручки». Но как этот чемодан выбросить? Ведь появятся новые «храбрецы из Сасуна», и как это принято в армянском обществе, начнут стрелять направо и налево…