Эксперт: никто не позволит России в одностороннем порядке присутствовать в зоне конфликта

Россия может на саммите стран СНГ поднять вопрос размещения миротворцев в зоне карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, Россия не позволит размещения в зоне карабахского конфликта миротворцев других государств, в частности США. Об этом в интервью RUSARMINFO заявил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. По его словам, заявление президента Владимира Путина по итогам встречи с Сержем Саргсяном о том, что Россия могла бы выступить гарантом безопасности при решении карабахского конфликта, означает намерение ввести в зону карабахского конфликта российских миротворцев.

"Никаких гарантий безопасности без ввода в зону конфликта миротворцев быть не может. Они нужны в первую очередь для сдерживания Азербайджана, желающего расширить зону своего влияния вне договоренностей. Ввод российских миротворцев может быть оформлен немного иначе.

В середине сентября состоится саммит стран СНГ, где, вероятнее всего, Россия и поднимет этот вопрос. Официально ввод российских миротворцев в зону Карабаха может быть оформлен как размещение миротворческих сил СНГ, как это было сделано в Грузии. Конечно, такая формальность снимет с России некие прямые обязательства", – сказал Владимир Евсеев. Эксперт также добавил, что вопрос о размещении российских миротворцев в Карабахе обсуждался с президентом Ирана Хасаном Роухани в Баку, который согласился с предложением России.

В свою очередь независимый военный эксперт Узеир Джафаров напомнил о том, что для присутствия на территории Азербайджана ВС иностранного государства, необходимо получить "добро" парламента страны. "Насколько мне известно, наш парламентарии сейчас находятся в отпуске. Кроме того, разговоров о миротворцах было очень много, но практического подтверждения этих прогнозов нет. Думаю, что В.Евсеев озвучил свое частное мнение.

Заявление В.Путина о том, что Россия могла бы выступить гарантом безопасности при решении карабахского конфликта, не означает, что будет получено "добро" на ввод российских миротворцев", – пояснил он echo.az.

Помимо этого военспец отметил, что РФ прилагает усилия для того, чтобы именно российские солдаты были введены на территорию Азербайджана.

Аналогичные заявления озвучиваются неоднократно с того момента, когда последний российский военнослужащий покинул Габалинскую РЛС.

"Никто не позволит России в одностороннем порядке присутствовать в зоне конфликта. К тому же, что российские солдаты делали в отношении Азербайджана, мы не забыли. Как бы там не говорили, мол, дружеские, соседские отношения между нашими странами. Российские солдаты оставили "добрый" след в составе 366 мотострелкового полка, которым руководил подполковник Юрий Зарвигоров. Там же служил один их палачей мирных ходжалинцев, министр обороны Армении Сейран Оганян.

Мы не забыли 90-е годы, когда российские военнослужащие за деньги, управляли танками и атаковали наши позиции. Все это было перед моими глазами", – добавил У.Джафаров.

Как считает военспец, порой российские эксперты и выступают с оптимистичными прогнозами, они забывают о том, что решение карабахского конфликта не является приоритетом для России. "Хотя представители России и заявляют о том, что это очень важная проблема, однако господин Путин на днях заявил о том, что в карабахском вопросе не будет победителей и побежденных.

Удивляюсь позиции России, которая, являясь страной-членом Совбеза ООН, ни разу за последние 20 лет не говорила о четырех резолюциях данной структуры. После ввода миротворцев, на 99 процентов Азербайджан не будет иметь возможность полностью восстановить свою территориальную целостность.

В свою очередь профессор Западного университета, политолог Фикрет Садыхов подчеркнул, что вопрос ввода миротворцев в зону конфликта не актуален. "До ввода нужно решить очень важные вопросы. Это вопрос освобождения азербайджанских территорий, сопоставления коридора, и так далее", – сообщил Ф.Садыхов изданию.

"Теперь относительно того, что вопрос о размещении российских миротворцев в Карабахе обсуждался с президентом Ирана Хасаном Роухани в Баку и тот который согласился на предложение России. По многим вопросам ИРИ и РФ выступают с единых позиций. Не думаю, что ИРИ будет возражать против размещения российских миротворцев в Карабахе. Возможно, и Тегеран выразит желание принять участие в этой миссии.

Однако Иран не является членом МГ ОБСЕ. Да и международные структуры вряд ли пойдут на то, чтобы утвердить Иран в качестве миротворцев", – отметил Ф.Садыхов.

Тем временем директор Института политических исследований Сергей Марков в беседе с корреспондентом "Вестник Кавказа" рассказал о том, что в ходе последних интенсивных переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта сложились политические предпосылки для формирования того, что называется временным историческим компромиссом, и Турции в этом процессе отведена значительная роль.

"Такой компромисс может быть достигнут уже в этом году и с большой вероятностью – на основе так называемой казанской формулы, выработанной еще в 2011 году, но не сработавшей из-за того, что тогда до конца недожали достижения договоренностей.

Согласно этой формуле, происходит обмен: с одной стороны, Армения передает районы вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану, этих районов семь. С другой – она получает гарантии связывающего транзитного перехода с территорией Армении, а также деблокаду и Армении, и Нагорного Карабаха. И с третьей стороны, получает демилитаризацию этих районов", – поведал Сергей Марков.

"Эти переговоры интенсивно ведутся Россией, прежде всего как сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Два других сопредседателя – Франция и США – занимают скорее пассивную позицию, связанную с их внутренними проблемами: им сейчас просто не до этого. Турция не включена в этот активный переговорный процесс, однако в случае достижения такой договоренности ее участие потребуется, поскольку речь идет о деблокаде Армении не только со стороны Азербайджана, но и со стороны Турции", – отметил эксперт, подчеркнув, что именно в связи с этим турецкие интересы в какой-то мере тоже должны быть учтены в рамках достижения этого договора.