В воскресенье в Южной Осетии проводится референдум о независимости от Грузии и выборы президента самопровозглашенной республики. В Тбилиси считают голосование незаконным
Никто из обозревателей не сомневается, что подавляющее большинство из 55 тысяч избирателей проголосуют за независимость и за нынешнего главу республики Эдуарда Кокойты.
Против референдума выступили Евросоюз и НАТО, однако Москва заявляет, что международное сообщество должно учитывать мнение жителей республики.
Как сообщает Интерфакс, избирательные участки будут также открыты во входящей в состав России Северной Осетии, где проживает большое количество беженцев из Южной Осетии.
Тем временем, в южноосетинских селах, контролируемых грузинскими властями, пройдут альтернативные выборы президента Южной Осетии. Там главным кандидатом на пост лидера республики выступает Дмитрий Санакоев, брат Владимира Санакоева – лидера Союза национального спасения осетин, поддерживаемого Тбилиси.
"Заговор"
Накануне референдума власти Южной Осетии заявили "о раскрытии заговора с целью свержения" правительства Кокойты. Представители официального Цхинвали утверждают, что в КГБ республики явился с повинной бывший министр внутренних дел Алан Парастаев и сообщил, что получил 220 тысяч долларов для ликвидации Кокойты.
Власти Цхинвали утверждают, что заговор был организован Союзом национального спасения осетин, который, придя к власти, якобы собирался подписать договор с Грузией о возвращении Южной Осетии под контроль Тбилиси на правах широкой автономии и о выводе российского военных.
Плебисциту в Южной Осетии также предшествовала отставка министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, известного своими жесткими высказываниями в адрес сепаратистских режимов и России.
Многие обозреватели связывают отставку Окруашвили с его обещанием встретить новый 2007 год в Цхинвали, где он родился.
Южная Осетия уже проводила референдум в 1992 году, однако это не помогло республике добиться международного признания.
Нынешний референдум наблюдатели связывают с перспективой обретения независимости населенным албанцами сербским краем Косово.
В случае, если Косово станет независимым, самопровозглашенные государства, возникшие на постсоветском пространстве, будут требовать, чтобы к ним были применены те же стандарты, что и к жителям края.