Российский политолог: Азербайджан слишком честно ведет информационную войну

Известный эксперт прокомментировал ситуацию вокруг нагорно-карабахского конфликта.

Как сообщает AZE.az, российский политолог, вице-президент Центра стратегического моделирования Григорий Трофимчук дал интервью агентству Новости-Азербайджан.

– Как известно, недавно в Сочи прошла встреча трех президентов по урегулированию карабахского конфликта. Но итоги были также неутешительны – никакого ощутимого прогресса добиться не удалось. С чем это связано?

– Это связано с тем, что нет идей, которые бы смогли сдвинуть карабахский процесс в позитивную сторону. С недавних пор каждая такая новая встреча работает против ее участников, поэтому с политической и психологической точек зрения лучше их вообще не проводить, чем демонстрировать беспомощность в различных интерьерах. Кстати, в наиболее невыгодной позиции здесь находятся азербайджанский и российский президенты. Именно в такой последовательности.

И если эти встречи еще идут, то только потому, что наши западные коллеги хотят, чтобы это стало очевидно для всех – даже для пенсионеров, которые греются на лавках возле своих подъездов и в Москве, и в Баку, и в Ереване. Когда ситуация протухнет и рассыплется сама, с ней можно будет делать все, что угодно. Если говорить о профессиональной стороне вопроса, то со стороны наших оппонентов это очень правильное и единственно точное выжидание.

Президент РФ Д.Медведев в октябре прошлого года, находясь с визитом в Республике Кипр, заявил, что за столько долгих лет Европа так и не смогла решить кипрскую проблему. Тем самым, был сделан интересный ход, однако, к большому сожалению, он не имел продолжения. Хотя идеи здесь есть, в том числе у меня. Но дело в том, что они никому не нужны, как и в карабахской проблематике. Поэтому аналогичный вопрос в ближайшее время будет брошен Европой в обратную сторону по поводу Карабаха.

Россия очень хочет прогресса в урегулировании карабахского конфликта, так как этот котел разогревается непосредственно под ее боком. Но, как я уже сказал, здесь уже требуется не дипломатическое перешептывание, а конкретные креативные решения. Вопрос состоит лишь в том, на каком номере пойдет сбой – на 8-м или на 88-м? Обмен военнопленными и трупами, который вошел в традицию трехсторонних переговоров, еще больше подчеркивает, что это теперь – максимум возможного.

– Постоянные неудачи в ходе переговорного процесса приводят к тому, что уже не только в Азербайджане, но и зарубежные эксперты прогнозируют возобновление боевых действий между Азербайджаном и Арменией в ближайшие два-три года. Как Вы относитесь к такому сценарию развития ситуации?

– Азербайджан – не самоубийца, и самостоятельно, в одиночку, на это никогда не пойдет. Теоретически рассуждая, можно сказать, что решиться на это можно лишь в том случае, когда за спиной встанут очень влиятельные союзники. И уровня такой, например, страны, как Турция, здесь будет явно недостаточно.

Но и в этом случае, особенно на фоне августовских событий в Южной Осетии, есть проблема – а вдруг бросят в самый неподходящий момент? Поэтому на одном из недавних видеомостов я сказал о том, что президент Алиев находится в очень сложной ситуации, ведь если несколько раз было озвучено заявление о возможности применения силы, то где-то на третий раз ее уже надо применять, иначе эти тексты никто не будет воспринимать всерьез. Возможно, надо ввести в информационное пространство некие новые тезисы, которые вновь приковали бы к Баку повышенное международное внимание.

Кстати, это один из элементов тех самых информационных войн, которые очень хочет вести Азербайджан, но делает это, на мой взгляд, чересчур честно. В этой сфере нельзя опираться на факты и цифры, надо использовать совершенно иной инструментарий. Как раз за счет таких инструментов все можно делать без войны – посмотрите, какую идеальную информационную кашу создал вокруг Ливии Запад, и научитесь таким приемам.

Но и армянская сторона допускает в плане пропаганды очевидные ошибки, которыми азербайджанцы почему-то не пользуются, хотя они лежат на поверхности. Возьмем, для примера, кампанию по Ходжалинскому геноциду. Внутри этой темы постоянно фигурирует имя армянина Р.Аракелова, который поддерживает азербайджанскую позицию.

Армяне придумали, в ответ, интересный ход: чтобы не доказывать и не опровергать что-то по мелочам, они заявили оптом, что никакого Аракелова в природе не существует, что азербайджанцы его придумали. Однако, с чисто профессиональных позиций, армянам надо было сделать это несколько иначе: сказать, что это – единственный «предатель-армянин» из миллионов других патриотов-армян, которого смогли найти азербайджанцы.

А так – их идея не сработала, ведь многочисленные книги Аракелова сами по себе демонстрируют очевидную нелепость тезиса о человеке-призраке. Это только показательный пример, так как есть и более серьезные вещи.

Кстати, по тем же Ходжалам: Баку вкладывает огромные финансовые средства в кампанию по формированию международного общественного мнения в пользу Азербайджана. Но снова и снова пытается доказать это на цифрах, на «объективном подходе». Поймите, что цифры и факты в такой предельно эмоциональной сфере, как политическая пропаганда, играют скорее отрицательную роль. Цель информационной войны – это не информирование адресных групп, а изменение их мнения на прямо противоположное.

– Насколько вероятно, что боевые действия могут вспыхнуть спонтанно из-за перестрелки или провокации, как например убийство 9-летнего азербайджанского ребенка армянским снайпером?

– Именно так – спонтанность, легкая провокация приведет к катастрофе, это самый опасный и при этом самый вероятный сценарий. Солдат на границе чиркнет зажигалкой, чтобы просто прикурить, а по столице его родины, которая у него за спиной, ударят в ответ, ракетой. И эту ракету назад уже не вернешь.

Не надо думать, что только азербайджанский ребенок может стать жертвой стартовой провокации. По законам тех самых информационных войн гораздо более вероятно, что после многочисленных азербайджанских «милитаристских» заявлений может быть убит, принесен в жертву армянский ребенок.

И мир поверит в «вину Баку» мгновенно, можете не сомневаться. Причем, убьют этого гипотетического «ребенка» ни азербайджанцы, ни сами армяне, им вместе «помогут» со стороны. Помогут те, кто намного больше наивных кавказцев разбирается в психологических механизмах противостояния.