Благодаря развитию стратегических институтов Азербайджан мог бы стать как минимум лидером региона, – считает политолог Рустам Мамедов.
Азербайджанский политолог Рустам Мамедов считает необходимым создание в стране аналитических центров, передает AZE.az со ссылкой на Новости-Азербайджан.
– Как Вы оцениваете деятельность аналитических центров в Азербайджане?
– Хочу начать с того, что аналитических центров, как таковых, в Азербайджане нет. Вернее, они есть, но ничем реальным не занимаются. То есть, реальную аналитику мы встречаем изредка. Большей частью это журналистские исследования. Хотя в Азербайджане имеется пару десятков ученых, занимающихся исследованиями в частном порядке, по мере желания. Но кому нужны эти исследования, для чего они проводятся, не понятно.
Я знаком с деятельностью исследовательских центров в разных странах СНГ. Такие центры были, к примеру, в Москве еще с советских времен при госучреждениях, и выполняли 50-60% аналитической работы данных учреждений. К примеру, исследовательские институты имелись при прокуратуре, МВД, МИД. В частности, дипломатическая академия при МИД СССР состояла из двух частей: учебной, где готовили дипломатов высшего ранга, и исследовательской, где готовились исследовательские материалы дипломатического характера. При этих институтах издавались журналы, в которых печатались крупнейшие ученые всего СССР. Они помогали повышению эффективности деятельности внешнеполитических органов СССР. К примеру, большую роль в подготовке молодых дипломатических кадров играли журналы Института Азии и Африки – «Народы Азии и Африки» и «Азия и Африка сегодня». Считаю, что эти добрые традиции следовало бы возродить и в Азербайджане.
Следует понять, что наука является основой всего. Если научная мысль работает, то будет работать в стране все остальное. К примеру, откуда появилась идея создания ГУАМ? Это была разработка украинских ученых, к которым потом присоединились несколько азербайджанских ученых, а затем и госучреждения.
Я еще в 1998 году, работая в администрации президента Азербайджана, ездил в Казахстан для участия в конференции по формированию СВМДА. Когда я попал в Казахстанский институт стратегических исследований, я был ошеломлен. Это 17 этажное здание, три конференц-зала, 52 доктора наук, 7 журналов, 50 автомобилей.
Поэтому и не нужно удивляться появлению у Назарбаева стольких интересных мыслей и идей. К примеру, идеи создания ЕАС, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, мораторий по вылову осетровых на Каспии, и другие интересные предложения по проблемам Каспия. Кроме этого, в Казахстане есть еще Фонд первого президента, у которого также имеется свой аналитический центр.
Почему это невозможно создать в Азербайджане – собрать ученых вместе в одном каком-то центре и использовать знания и навыки отечественных ученых для формирования единого государственного взгляда по тому или иному стратегическому вопросу.
Правда, три года назад в Азербайджане был создан такой центр, но чем он все это время занимался, не совсем ясно. В этом центре в основном собрана еще не окрепшая молодежь, не обладающая необходимыми навыками. Что они могут сделать – только поехать на семинар за рубеж и в течение 10 минут формально выступить. Более того, за три года вышло всего три номера одного журнала этого центра. Хотя для работы журнала необходимо было привлечь 4-5 хороших журналистов-аналитиков, привлечь серьезных местных и зарубежных авторов, выделить им для этого хорошие гонорары.
С другой стороны, в Азербайджане есть немало университетских ученых, которые занимаются только тем, что преподают студентам. Но ведь это талантливые люди, которых надо привлечь, заинтересовать, чтобы они оказывали посильную помощь своему государству.
Более того, в Азербайджане сейчас работает много представительств зарубежных фондов и различных организаций, которые с удовольствием будут финансировать госучреждения, подобные ЦСИ. Благодаря развитию стратегических институтов Азербайджан мог бы стать как минимум лидером региона.
– С какими основными проблемами сейчас вынужден сталкиваться Азербайджан?
– В Азербайджане сейчас существует 4 глобальные проблемы. Самая главная, безусловно – карабахская. Этот вопрос азербайджанская наука не решила. Лет 8-10 назад в Москве была опубликована книга по самоопределению армян, в которой Азербайджан был подвергнут жесткой критике. Авторам необходимо было дать отпор, но этого не сделано до сих пор. Для этого необходимы возможности. То есть, государство должно предоставлять своим ученым материальные, технические, организационные возможности.
Вторая проблема – каспийская. Сейчас обсуждается вопрос экологии Каспия, рыболовства, возможность конфликта из-за прокладки нефте- и газопроводов по дну Каспия, делимитация Каспия и т.д. Эти вопросы все еще не находят своего решения.
Третья проблема – экономическое выживание Азербайджана. Я знаю немало ученых-экономистов, потенциал которых не используется, они не востребованы, в результате «мух ловят». А государство должно их заинтересовать, привлечь к сотрудничеству, так как экономические проблемы стоят ребром перед Азербайджаном.
Четвертый вопрос – региональная геополитика. То есть, как нам выжить в ситуации, когда мы находимся среди восьми геополитических зон воздействия.
Ответа на эти четыре вопроса ждет от азербайджанских ученых президент, правительство, парламент, государство, общество, и даже мировое сообщество. Дело в том, что от нас ждут правильной оценки происходящего в мире. Мы должны изучать зарубежных мыслителей, выпускать ежемесячные обобщения зарубежной научной мысли. Многие отечественные политологи даже не знаю того, что сейчас происходит в мире. Одного Интернета мало. Необходимо получать печатную продукцию, издания зарубежных ученых на русском, английском, немецком, французском и прочих языках. Мы – ученые, должны помогать государству. Госучреждениям некогда заниматься аналитикой, они проводят политику, а исследовательской работой должны заниматься ученые.