По мнению председателя Союза свободных потребителей Эюба Гусейнова, среди трех видов коммунального обслуживания водоснабжение находится в самом плачевном положении.
В Азербайджане нет действенного механизма, который мог бы обеспечить защиту потребителей от приписки им лжедолгов. Об этом сообщил председатель Союза свободных потребителей (ССП) Эюб Гусейнов, комментируя ожидающееся в ближайшее время решение правительства об аннулировании всех долгов населения за потребленную воду и канализационные услуги, передает AZE.az со ссылкой на “Эхо”.
“Согласно нашим опасениям, несмотря на благородное решение главы государства и ожидание аннулирования долгов, приписка лжедолгов в водоснабжении будет продолжаться”, – отметил он.
Как считает глава ССП, среди трех видов коммунального обслуживания водоснабжение находится в самом плачевном положении. “В приписке потребителям, так скажем, лжедолгов все три вида коммунальных услуг похожи друг на друга. Но в водоснабжении, по его мнению, существуют свои специфические нюансы”. Каждый потребитель, на имя которого приписан долг, имеет право выяснить при каких обстоятельствах этот долг возник, и для этого приходится обращаться в “Азерсу”. “И когда потребитель обращается в “Азерсу” для выяснения обстоятельств появления долга, то компания должна выдать ему справку из абонентской базы данных об объеме потребления воды и оплате. Но потребителям не предоставляют подобные справки, приводя различные доводы”. Это, как считает Э.Гусейнов, является нарушением законодательства.
С другой стороны, когда речь идет о финансовых вопросах, то необходимо обеспечить максимальную прозрачность. Но, как добавил эксперт, с финансовой прозрачностью системы водоснабжения существуют проблемы. В частности, по словам правозащитника, в других видах коммунальных услуг потребители могут в определенной степени проследить историю появления своих долгов. “В то время как в водоснабжении проследить свои долги практически невозможно”. В этой связи Э.Гусейнов предлагает потребителям сейчас, до принятия решения об аннулировании долгов, отметить показатель счетчика. “При таком раскладе потребители будут информированы о показателе счетчика на момент аннулирования долгов”.
Для исправления положения, как считает правозащитник, в первую очередь в Азербайджане следует запретить отключение от коммунального обслуживания потребителей без соответствующего решения суда. “Ведь потребители (неделями выясняя причины приписки им долгов) не могут жить без коммунальных услуг”. Причем периодически потребители обращаются в ССП для консультации по вопросу долгов, и часто дело доходит до судебных исков. “Все судебные дела, связанные с припиской коммунальными компаниями долгов населению, мы выигрываем, что еще раз указывает на то, что потребители в большинстве случаев правы”, – добавил он.
Тем не менее, комментируя возможный эффект от аннулирования лжедолгов, Э.Гусейнов отметил, что некоторое время тому назад были аннулированы долги населения за газ. “Однако, как показывают наши исследования, примерно 30% этих долгов являлись лживыми, то есть не были “накоплены” населением. Но после аннулирования долгов приписка населению лжедолгов все еще продолжается”, – сетует эксперт. Одним словом, по словам эксперта, сотрудники газоснабжения никак не хотят отвыкать от своих вредных привычек. По мнению эксперта, коммунальные службы пытаются создать перед главой государства образ воров в лице азербайджанских потребителей, однако, это не так.
С другой стороны, по его словам, когда обеспечивается качественный уровень обслуживания потребителей, они всегда платят за услуги. “Даже в самых бедных странах потребители переплачивают за качественное (бесперебойность, стабильность давления, чистота воды и пр.) обслуживание”. Другая сторона этой проблемы связана с оформлением договорных отношений между “Азерсу” и потребителями. По мнению председателя союза, необходимо изменить условия заключаемого соглашения с потребителями. “До сегодняшнего дня в условиях двустороннего соглашения указываются обязанности потребителя и права коммунальных служб”. То есть в договорах не указываются обязанности компании и права потребителя. В то время как договор по своей природе должен содержать права и обязанности сторон. “Коммунальные службы должны нести ответственность за качество обслуживания. В случае, если качество низкое, потребитель должен получать обратно часть оплаченной им суммы”, – считает Э.Гусейнов.
В целом, как считают эксперты, наиболее цивильный способ регулирования споров по коммунальным вопросам, это установка счетчиков, работающих по принципу предоплаты (смарт-счетчики). В этом случае каждый потребитель, ежемесячно пополняя свой, так скажем, счет в счетчике заранее знает сколько (допустим, электричества) он уже израсходовал, и сколько ему осталось израсходовать. В Азербайджане постепенно внедряется обслуживание по принципу предоплаты. И, как надеются эксперты, уже по истечении нескольких лет в стране практически не будет проблем с коммунальными задолженностями.
В любом случае, согласно общепринятым меркам, качество водоснабжения оценивается на основе четырех параметров, а именно стабильность (непрерывность) подачи воды, качества воды, ее давления и уровень ответственности (реагирования) сервисных компаний (коммунальных служб) к жалобам абонентов. Почти каждый житель столицы является абонентом единого оператора водоснабжения в стране АО “Азерсу”, поэтому ответ на вопрос о том, насколько нынешнее состояние сервиса отвечает указанным меркам, для каждого из нас понятен.
На фоне этого качественный сервис означает сравнительную дороговизну. Так, в развитых странах тарифы на воду, в связи с высоким уровнем сервиса, действительно сравнительно высоки. В частности, в Дании тариф на воду (применяемый коммунальной службой Aarhus Water and Wastewater) составляет 7,73 доллара. Правда, в зависимости от местной ситуации тарифы могут разняться. К примеру, в городе Осака (Япония, Osaka City Waterworks Bureau) общий тариф на воду составляет 1,07 доллара за 1 кубометр. Притом, что в Пекине (Китай, Beijing Water Supply Company), тариф почти тождественен расценке, применяемой у нас в стране до повышения тарифов, и составляет 0,41 доллара. С другой стороны, сравнительно невысоки тарифы, применяемые в пространстве СНГ. К примеру, в Екатеринбурге (РФ, “Екатеринбург-Водоканал”), тариф составляет 0,62 долларов. На фоне этого в Астане (Казахстан, Astanasu) тариф за каждый кубометр снабжения достигает 0,18 доллара (источник: The International Benchmarking Network for Water and Sanitation Utilities).