Эксперт: цены в Азербайджане диктуют одни и те же лица, которые заинтересованы в получении максимальной прибыли

Однако эксперт не прогнозирует повышения цен на бензин в ближайшее время, несмотря на резкое подорожание нефти на биржах.

Как сообщает AZE.az, в соседней Грузии поговаривают о возможном подорожании бензина после того, как цена нефти типа Brent по торгам 4 апреля возросла на 2,36 долларов и составила 121,06 долларов за баррель. Официальная стоимость WTI на Нью-йоркской бирже возросла на 0,54 долларов и составила 108,47 долларов за баррель.

Из-за событий в Ливии компании обеспокоены возможными помехами в поставках, что и вызвало рост цен, сообщают мировые агентства. Вместе с этим часть экспертов не исключают, что если политический кризис распространится и на Саудовскую Аравию, то цена барреля может возрасти до 200-300 долларов.

Следует ли азербайджанцам опасаться роста стоимости топлива? Об этом в интервью АМИ Новости-Азербайджан с заместителем председателя правления Объединения содействия экономическим инициативам Ровшаном Агаевым.

– События в арабском мире, перебои с поставками нефти на мировой рынок могут привести к подорожанию бензина в соседней стране. Может ли такое же подорожание произойти в Азербайджане?

– Рост стоимости топлива в Грузии надо оценивать как естественное явление, так как эта страна весь бензин и нефть завозит из-за рубежа, поэтому Грузия подвержена мировым колебаниям стоимости сырой нефти. Это касается всех мировых импортеров нефти.

Экспортеры нефти, к которым относится Азербайджан, могут не повышать стоимость топлива на внутреннем рынке, если ее себестоимость не подорожала. Может, в прежние времена наше правительство и пошло бы установление более высоких цен на бензин, аргументируя это желанием противодействовать незаконному вывозу топлива за границу и стремлением снизить разницу цен на внутреннем и внешнем рынке, но сейчас, когда социальные отношения напряжены, власть на это не пойдет. Скажем откровенно: эти проблемы у нас решаются не по экономическим, а по политическим критериям.

Последнее резкое подорожание топлива в Азербайджане произошло в 2007 году, когда крестьяне успешно развивали производство. Подорожание топлива в том году резко отразилось на аграрном секторе, фермеры попали в тяжелое положение, которое не выправлено до сих пор, несмотря на государственную помощь крестьянам, получающим дотацию на покупку бензина и солярки. Уверен, что правительство просчитывает все возможные последствия подорожания топлива и не пойдет на этот шаг. Во всяком случае, я не ожидаю подорожания в ближайшие месяцы.

– Как ни парадоксально, но арабские события приводят к подорожанию нефти, эти же события не дают нашему правительству поднять стоимость топлива на внутреннем рынке.

– Напряженное социальное положение в стране всегда может смениться тяжелым политическим кризисом, что прекрасно понимают в нашем правительстве. Стоимость бензина в Азербайджане не повысится, даже если мировая цена нефти поднимется в два раза. К тому же, если раньше правительство аргументировало подорожание топлива боязнью незаконного вывоза азербайджанского бензина в Грузию, то теперь топливный рынок в этой стране контролируется ГНКАР.

В таких, как Азербайджан – нефтеэкспортирующих странах, топливная политика должна отличаться от стран-импортеров. Экспортеры имеют возможности учитывать социальное положение своего населения. В этом смысле нормально, что правительство определяет стоимость топлива не по рыночным, а по политическим критериям.

– В нашей стране провозглашена борьба с коррупцией, частью которой должна быть борьба с незаконными поборами на границе, в таможне. Естественно было бы ожидать, что упадет стоимость на внутреннем рынке всех товаров, завозимых в страну из-за рубежа. Однако импортные продукты, овощи и фрукты, а также товары других групп не дешевеют. Напротив, на сельскохозяйственном рынке постоянно регистрируется подорожание.

– По имеющимся у меня сведениям, на границах, как и раньше, с импортеров взимают те же незаконные поборы, несмотря на заверения о борьбе с коррупцией. Это не борьба, а видимость борьбы, хотя в первые дни государственной антикоррупционной кампании некие ее признаки были заметны.

Антикоррупционная кампания напоминает мне широко рекламируемые кампании снижения цен в компаниях сотовой связи. Моему другу чиновник достаточно высокого ранга признавался в том, что они работали честно только один месяц. Спустя месяц все вернулось в прежнее, коррупционное русло.

Цены на товары широкого потребления не снизились не только из-за взяточничества на таможенных границах, и не столько из-за поборов, хотя это, конечно, сказывается на конечной цене товара. Основной причиной высоких цен является остающаяся порочная практика «единой руки», завозящей в страну товар.

Цены фактически диктуют одни и те же лица, которые, естественно, заинтересованы в получении максимальной прибыли. А розничные торговцы вынуждены продавать товар по еще более высокой цене.