Послесловие к первой спустя 19 лет персональной выставки талантливой азербайджанской художницы Кябиры Алиевой – эксклюзивное интервью AZE.az.
– Расскажите, как прошла выставка, как встретили Ваши работы посетители выставки?
– Открытие выставки прошло замечательно, насколько я помню, а помню я все смутно (смеется), пришли более 100 человек, очень многие тепло отзывались о моих работах, благодарили за то, что я подняла темы, о которых, к сожалению, многие стали забывать. Эта выставка заставила их углубиться в свои корни, что и было одной из моих главных целей. Я сама очень часто задаю себе вопрос, кто я, откуда я, откуда идут мои корни, все это очень интересно, я ищу себя и свои корни через творчество. Поэтому я очень рада, что посетителей эта тема тоже затронула.
Очень радует, что в будние дни была хорошая посещаемость выставки, приходили и иностранцы. Я очень довольна!
Мне очень приятно, что пришли люди искусства. Ко мне приходили писатели, вот, например, приходил писатель-историк Искендер Тагиев. Он обратил внимание на работу «Повествование о Заратуштре». Он сказал, что у меня подсознательно сформировалась связь с прошлым, что не просто так эта тема всплыла и удачно объединила коллекцию.
Меня очень радует, что мою выставку посетили люди искусства и заметили такие моменты, о которых я и сама не догадывалась.
– Вы планируете и в будущем проводить выставки в Баку?
– Я очень надеюсь. Я хотела положить начало, в последний раз я в Баку выставлялась в детстве. Надеюсь, что эта выставка вызовет интерес и станет ступенькой к будущей экспозиции.
– Изменился ли Баку?
– Вы знаете, я приезжаю на Родину раз в год. Баку меняется с неимоверной скоростью. Он буквально пропитан творческой энергетикой. Только жалко, что много старинного утеряно, я сама с трудом нашла наш старый дом, где жили мои бабушка и дедушка, это меня очень тронуло.
Крепость – это вообще очень близкое мне место, я там много хожу, но там, к сожалению, сейчас много новизны, много отполировано.
– Ваши работы выполнены тушью…
– Да, это индийские чернила, тушь. У меня с детства доминирует графика. У меня не было терпения работать с красками (улыбается). У меня было много идей в голове, и я не успевала выразить их на бумаге, как мне казалось. Я комфортнее чувствую себя с пером, ручкой, так как это дает больше скорости, я могу быстрее выразить то, что у меня в голове.
– Эти работы выполнены буквально точечно, мне кажется, они требуют большого терпения…
– Да, с одной стороны, да. Многие люди смотрят и говорят, что нужно быть терпеливым человеком, чтобы это нарисовать. Я работаю над своим терпением, это важное качество человека. Кстати, через творчество можно упражнять терпение. Но мне лично перо дает больше скорости эти детали передать.
– Задам тривиальный вопрос: трудно быть творческой единицей в нынешнем ритме жизни?
– Я считаю, да, очень трудно. Трудно и в Азербайджане, и в Европе. Где-то может это больше ценится, где-то можно найти больше помощи для развития художественного творчества. С глобализацией, в связи с тем, что мир стал более материалистичным, мне, например, долгое время было трудно свыкнуться с мыслью о том, что моя работа превращается в товар.
Потом я поняла, что если я решила полностью посвятить себя художественному творчеству, то надо зарабатывать, и потом, все работы невозможно хранить у себя, это неправильно, эти работы предназначены для людей, в них есть посыл людям, смысл, который я хотела через них донести.
К сожалению, мир стал очень коммерческим, но как-то надо приспособиться и параллельно не терять творческий порыв.
Люди искусства всегда испытывали материальные трудности. Это очень тяжелый вопрос – соблюсти баланс между своим творчеством и тем, что на что-то надо жить, не сдаться коммерческим целям.
Очень приятно, когда художник может не только самореализоваться, но и благодаря только своему творчеству себя материально обеспечить. Очень приятно сознавать, что твоя работа будет приносить радость людям. Меня, например, спрашивали, почему бы Вам не делать открытки из своих работ, но я к этому не готова, потому что я считаю, что каждая работа уникальна. Я с трудом свыклась с мыслью о том, что продаю свои работы. Я пока, наверное, не готова к массовой реализации своего творчества.