Очередная девальвация маната неизбежна?

Всех жителей страны продолжает волновать вопрос: что будет с манатом дальше? Произошедшее заметное удешевление национальной валюты сказалось на всех сферах жизнедеятельности.

Эксперты продолжают высказывать свое мнение на эту важную тему, пишет AZE.az.

«Сегодня в основном курс азербайджанского маната зависит от цены на нефть. И немного от количества манатной массы в стране. Нельзя сказать, что цены на нефть стабилизировались и будут продолжать расти», — сказал Echo.az автор книги «Банковское право в Азербайджане», директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», руководитель юридической фирмы «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.

«Я не думаю, что стоимость нефти дойдет до 60 долларов за баррель. Пока ведущие страны не договорятся, ситуация стабильной не станет. Например, США увеличивают добычу нефти, а Саудовская Аравия вообще продает нефть по заниженным ценам. В итоге, это приведет к падению цен на нефть. Кроме этого, Центральный банк Азербайджана, в конце концов, вынужден будет увеличить манатную массу. Естественно, все это приведет к падению курса маната, нацвалюта обречена на девальвацию», — отметил эксперт.

По его словам, в Азербайджан долларовая масса в подавляющем большинстве поступает за счет продажи нефти. Поэтому чем выше цена на нефть, тем больше долларов поступает в страну, и, соответственно, растет курс маната.

А.Гасанов напомнил, что после деноминации в 2006 году курс маната к доллару был один к одному.

«Но после курс нацвалюты укрепился до 0,78 гяпиков за доллар. Все это произошло за счет высоких цен на «черное золото».

Говоря о количестве манатной массы, эксперт добавил, что по сравнению с предыдущими годами, ее объем упал вдвое.

«Это было сделано для того, чтобы курс нацвалюты окончательно не упал. Но она нужна экономике страны. Сегодня отсутствие необходимого объема манатной массы привело к «параличу» платежной системы». Сегодняшний рост курса маната — это искусственный процесс. Центральный банк, снизив манатную массу, пытается выкупить у населения доллары по дешевой цене, и за счет этого укрепить свои валютные резервы. И им это удалось, так как за последние месяцы их резервы пополнились», — пояснил он.

Как на днях сказал находящийся с визитом в Турции министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, Азербайджан полностью выполнил взятое перед ОПЕК обязательство о сокращении добычи нефти. Согласно этому, в январе-марте мы сократили ежедневную добычу на 35 тыс. баррелей. По его словам, Азербайджан устраивает формирование цен на нефть на уровне 50-60 долларов.

Между тем, эксперты международного рейтингового агентства считают, что курс национальных валют нефтедобывающих стран будет в дальнейшем зависеть от стабильности нефтецен. Валютным рискам в наибольшей степени подвержены банки Украины, Азербайджана, Таджикистана и Беларуси. Об этом говорится в отчете, подготовленном международным рейтинговым агентством Moody’s по поводу валютных рисков и уровня долларизации среди стран СНГ.

Данный вывод сделан с учетом возможной волатильности национальных валют указанных стран, а также с учетом высокого уровня долларизации и разрывов между валютными активами и пассивами в их банковских системах. Рейтинговое агентство считает, что самый низкий валютный риск среди стран СНГ зафиксирован в Узбекистане.

Эксперты Moody’s считают, что судьба азербайджанского маната зависит от цен на нефть.

«Российский рубль и казахстанский тенге смогли выйти из положения. Но азербайджанский манат все еще зависит от цен на нефть. Манат еще больше слабеет на фоне высокого спроса на иностранную валюту и низкого доверия к стабильности экономики страны.

Учитывая, что эти три нефтедобывающие страны перешли на режим плавающего валютного курса, можно сказать, что их валютные перспективы во многом будут зависеть от стабильных цен на нефть. В то же время ситуация в Азербайджане зависит от эффективности государственной политики, осуществляемой для обеспечения экономической стабильности».

6 КОММЕНТАРИИ