Формула-1 этого года фактически переняла эстафету у прошедших в азербайджанской столице за несколько недель до этого IV Исламских игр солидарности. А до этого, помимо Формулы-1, в последние годы были в Баку еще и Евровидение, и Европейские игры.
Как сообщает AZE.az, феномен мягкой силы Азербайджана на примере завершившихся в Баку гонок Формулы-1 разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
«Прошедшие в Баку во второй раз в истории гонки Формулы-1 подарили участникам и зрителям неповторимое зрелище, не омраченное ничем – ни политикой, ни проблемами с безопасностью, ни беспорядками и уличными манифестациями, которые традиционно проводят те или иные общественные организации и движения в ходе значимых международных мероприятий. В то время как многие в мире предпочитают играть мускулами, Азербайджан снова показал свою мягкую силу – единственную в своем роде на постсоветском пространстве.
Могу предположить, что подготовить подобные соревнования в азербайджанской столице, проложив для гонщиков идеальную трассу протяженностью более шести километров, было непросто. Все-таки, этот южный город, особенно старый Баку с его тихими двориками и узкими улочками еще недавно вряд ли можно было считать подходящим местом для Формулы-1.
Однако устроители соревнования предусмотрели любую мелочь. Вплоть до того, что покрыли брусчатку в местах пролегания трассы временным асфальтом, не вредящим резине. В итоге у тех, кто наблюдал за поединком всемирно известных пилотов, сильнейшим из которых в итоге оказался Даниель Риккардо из Red Bull, возникло ощущение, что Баку и болиды созданы друг для друга.
Но при этом Формула-1 этого года, как никакое другое подобное соревнование, переросла рамки сугубо спортивного состязания с его драйвом и адреналином. В эти дни Баку стал еще и культурной столицей, концертной площадкой под открытым небом, на которой, сменяя друг друга, пели Таркан, хип-хоп группа из Лос-Анджелеса Black Eyed Peas и американка Марайя Кэри.
Президента страны Ильхама Алиева и первую леди Мехрибан Алиеву можно было увидеть свободно гуляющими на гоночном треке. Интересно, происходило ли нечто подобное в других странах, где Формула-1 проводилась раньше?
Но и это еще не все. Гонки этого года в Баку совпали с праздником Ураза-байрам, отмечаемым в честь окончания поста в месяц Рамадан – временем разговения. А когда религиозный праздник совпадает с праздником спорта, тысячи людей, в том числе и далеких от гонок болидов, но при этом способных оценить масштаб происходящего, охватывают непередаваемые эмоции.
Наверное, в эти дни в Баку были и те, кто жаловался на жару и столпотворение, но они оказались в явном меньшинстве.
Нельзя не напомнить, что Формула-1 этого года фактически переняла эстафету у прошедших в азербайджанской столице за несколько недель до этого IV Исламских игр солидарности. А до этого, помимо Формулы-1, в последние годы были в Баку еще и Евровидение, и Европейские игры.
В том, что подобные мероприятия регулярно проводятся в Баку и уже стали символом последнего десятилетия, есть определенная тенденция. Впору говорить о закономерности. Проводя у себя соревнования, турниры, конкурсы такого уровня, Азербайджан выстраивает и свое международное позиционирование, попутно решая целый ряд других задач.
Во-первых, Баку демонстрирует миру свою открытость, способность стать мостом между Востоком и Западом, перекрестком цивилизаций, религий и культур в духе провозглашенного страной «мультикультурализма».
Во-вторых, каждое подобное мероприятие – это не пустая трата денег на пиар, как наверняка, скажут некоторые недоброжелатели, еще вспомнив про падающие цены на нефть и необходимость затянуть пояса потуже, а не тратить деньги на дорожное покрытие для болидов и певца Таркана. Это — инвестиции в будущее. События, подобные Формуле-1, служат мощным стимулом для развития инфраструктуры и привлечения инвестиций, заставляя страну мобилизоваться и быстрее идти вперед, сверяя свое движение с международными стандартами.
В-третьих, это и привлечение в страну иностранных туристов, которые могут на месте увидеть, насколько она комфортна, безопасна и интересна для путешествий и отдыха.
То есть, то что в чьих-то глазах выглядит как сугубо имиджевые акции в среднесрочной и долгосрочной перспективе должно работать и на диверсификацию экономики.
Наконец, Формула-1 этого года показала, что за рамками соревнования ( на языке дипломатов это называется на «полях форума»), можно проводить и так называемые встречи «без галстуков» – неофициальные контакты, позволяющие обмениваться опытом и откровенно обсуждать те или иные вопросы двустороннего сотрудничества.
В этом году в дни проведения Формулы-1 в Баку побывали сразу несколько представителей российской политической, деловой и интеллектуальной элиты – российский вице-премьер Дмитрий Козак, глава ВТБ Андрей Костин, создатель и глава одного из крупнейших в мире сетевых научно-промышленных предприятий Евгений Касперский и известный писатель Александр Проханов.
С каждым из них лично встретился президент Алиев, причем российские гости говорили каждый о своем. Дмитрий Козак – об обмене опытом в проведении международных соревнований, учитывая, что уже в будущем году в Сочи пройдет российский этап Формулы-1, Андрей Костин – о сотрудничестве в банковской сфере, а Александр Проханов – об «азербайджанской мечте».
В общем, прошедшая в этом году в Баку Формула-1 в полной мере показала, что представляет собой азербайджанская формула успеха».