ЕС поворачивается в сторону Баку?

Первая половина июня была отмечена активизацией контактов межу Азербайджаном и ЕС. В начале месяца состоялась презентация стартующих в июле 4 грантовых проектов ЕС по модернизации профтехобразования в Азербайджане.

Вслед за этим, 8 июня, в Баку прошел бизнес-форум ЕС-Азербайджан, призванный улучшить торговые отношения между сторонами, содействовать росту европейских инвестиций и поддержки Брюсселя начинаниям Баку по диверсификации азербайджанской экономики.

В этом контексте в ходе переговоров в Баку 16 июня комиссаром ЕС по политике соседства и расширения Йоханес Ханом был обсужден и вопрос подключения Азербайджана к новой программе Брюсселя EU4Business (“ЕС для бизнеса”), нацеленного на развитие малого и среднего бизнеса.

Как сообщает AZE.az со ссылкой на Vesti.az, внимание Брюсселя и Баку к углублению экономического сотрудничества обусловлено рядом факторов. После объявления азербайджанскими властями намерений диверсифицировать экономику Азербайджана и, тем самым, избавить ее от нефтяной зависимости появились новые возможности для углубления экономического сотрудничества между Брюсселем и Баку.

ЕС является крупнейшим экономическим партнером Азербайджана, поскольку 50% торговли страны приходится на европейские страны. Инвестиции ЕС в экономику Азербайджана достигают порядка 20 млрд. евро, что составляет 46% от общих иностранных инвестиций. Прямые инвестиции стран ЕС в азербайджанскую экономику составляют 7 млрд. евро, из которых 2.7 млрд. евро вложены в ненефтяной сектор.

Достаточно широкое экономическое присутствие ЕС в Азербайджане, а также совместная реализация Южного газового коридора, способного внести вклад в усилении энергетической безопасности Европы, хотя и не устраняют разногласия между Брюсселем и Баку по вопросам развития гражданского общества, но все же являются фактором, сдерживающим стороны от обострения отношений.

И у Брюсселя, и у Баку есть определенный интерес к развитию экономических отношений на фоне предпринимаемых азербайджанскими властями шагов по диверсификации экономики Азербайджана. Интерес Баку к сотрудничеству с ЕС обусловлен тем, что в рамках реализации Стратегической дорожной карты для экономических преобразований требуется более 25 млрд. долларов инвестиций, а также опыт и технология Европы по менеджменту и созданию конкурентоспособного производства.

ЕС же в начинаниях азербайджанских властей усматривает не только появление возможностей для усиления присутствия в Азербайджане, но и возможности политических послаблений с продвижением на пути преобразования экономики страны.

Преобладание экономических аспектов сотрудничества между ЕС и Азербайджаном в нынешних контактах между Баку и Брюсселем на первый взгляд указывает на учет Еврокомиссией чувствительности азербайджанских властей к теме политических реформ и развития гражданского общества.

Ранее Брюсселем был принят дифференцированный подход к тем участникам программы “Восточного партнерства”, которые отказались оформлять ассоциативные отношения с ЕС. ЕС, видимо, ожидает, что экономические преобразования, которые вынуждены осуществлять азербайджанские власти в связи с необходимостью избавления зависимости страны от нефтяного сектора, будут способствовать и развитию гражданского общества.

Поэтому, возможно, на переговорах по согласованию будущего соглашения о партнерстве между ЕС и Азербайджаном и документа о Приоритетах партнерства в рамках “Восточного партнерства” Брюссель склонен увязывать вопросы развития гражданского общества с экономическими преобразованиями, не настаивая на сиюминутных радикальных политических переменах.

Третий раунд этих переговоров прошел 13-16 июня в Баку, на которых обсуждались два блока вопросов – политическая безопасность и торговля и инвестиции. Баку и Брюссель выражают заинтересованность в завершении переговоров к саммиту “Восточного партнерства” в ноябре этого года.

Вопросы подготовки этого саммита также находились в центре внимания переговоров в Баку комиссара ЕС по политике соседства и расширения Йоханес Хана. Это, возможно, обусловлено тем, что предстоящему саммиту “Восточного партнерства” в ЕС придают важное значение. Подписание с Азербайджаном, а также с Арменией и Беларусью, отказавшихся от установления ассоциативных отношений с ЕС, конкретных соглашений на основе дифференцированного подхода должно прибавить оптимизм относительно дееспособности и эффективности программы “Восточного партнерства”.

Поэтому, судя по заявлениям еврокомиссара Хана в беседе с журналистами, в Брюсселе, наряду с новым соглашением о стратегическом партнерстве, большое значение придают и документу о Приоритетах сотрудничества с Азербайджаном. Этот документ, представленный азербайджанской стороне в конце января, является своего рода планом действий по сотрудничеству между Азербайджаном и ЕС на следующие три года в рамках программы “Восточного партнерства”.

Многие положение этого документа, по заявлениям представителей Еврокомиссии, могут составить и основу будущего соглашение о стратегическом партнерстве между ЕС и Азербайджаном. Не детализируя содержание документа о Приоритетах сотрудничества, представители Еврокомиссии отмечают, что “они объединяют в себе множество сфер сотрудничества”.

По итогам переговоров в Баку по новому соглашению о стратегическом партнерстве стороны заявили о согласовании некоторых вопросов, однако предстоит обсуждение еще ряда важных вопросов. Стороны намерены интенсифицировать график работы и провести еще один раунд переговоров до августа, с надеждой на то, чтобы завершить переговоры до саммита “Восточного партнерства”.

Однако, при этом и азербайджанская сторона, и представители Еврокомиссии, отмечая “важность выработки качественного документа”, допускают, что переговоры могут и не завершиться к предстоящему саммиту. Это обстоятельство указывает на трудности переговоров между Брюсселем и Баку на предмет нахождения оптимального сочетания в новом соглашении обязательств азербайджанской стороны в сфере экономических и политических реформ.

Так, комментируя ход переговоров, еврокомиссар Хан заметил, что для ЕС важно, “чтобы соглашение охватывало все сферы, начиная от экономики и безопасности до уважения прав человека, эффективного госуправления и верховенства закона”.

Обращает на себя еще одна немаловажная деталь. В своих заявлениях о переговорах с ЕС азербайджанская сторона, в отличие от представителей Еврокомиссии, умалчивают о документе Приоритеты сотрудничества, подписание которого на саммите “Восточного партнерства” важно для ЕС. Баку, таким образом, видимо подчеркивает приоритетность для себя подписания соглашения о партнерстве с ЕС.

Это обстоятельство говорит о нежелании Баку принять документ о Приоритетах сотрудничества раньше, чем согласование соглашения о партнерстве между Азербайджаном и ЕС. Если будут согласованы Приоритеты о сотрудничестве, то многие его положения, очевидно, должны будут отражены и в соглашении о партнерстве. Баку, видимо, этого не желает, поскольку, судя по комментариям представителей ЕС, в Приоритетах сотрудничества имеется существенный акцент на вопросы развития гражданского общества.

Ситуация несколько напоминает период, когда Баку параллельно с обсуждением ассоциативного соглашения с Брюсселем выступил с инициативой подписания соглашения о партнерстве с ЕС. Тогда Брюссель, не отвергая эту инициативу, предлагал подписать оба эти соглашения.

Но в итоге Баку отказался от ассоциативного соглашения с ЕС. Свой отказ Баку обосновывал иными аргументами, например, тем, что ассоциативное соглашение принижает уровень сотрудничества между Азербайджаном и ЕС, не соответствует принципам равноправного партнерства, не отражает объективный подход к урегулированию карабахского конфликта и, наконец, не учитывает геополитические реалии, то есть противоборство России программе “Восточного партнерства”.

Это ситуация может повториться, если ЕС будет добиваться согласования документа о Приоритетах сотрудничества к предстоящему в ноябре саммиту “Восточного партнерства”, а подписание инициированного Баку соглашения о партнерстве будет отложено на поздний срок. Поэтому, результативность переговоров между Баку и Брюсселем по новому формату сотрудничества будет зависеть от степени учета ЕС позиции азербайджанской стороны.

Активизация контактов между Азербайджаном и ЕС последовала на фоне роста антироссийских настроений в Баку в мае. Причину этого наблюдатели связывают с действиями России по подрыву реализации проекта Южный газовый коридор и тем, что посредничество Москвы в карабахском урегулировании так и остаются безрезультатными.

На этом фоне демонстрация азербайджанскими властями готовности к расширению отношений Азербайджана с ЕС выглядит оправданной в плане объединения усилий Баку и Брюсселя в деле создания Южного газового коридора. Однако, это еще не основание полагать, что во внешней политике Баку намечается коренной поворот в сторону ЕС и пересмотр позиций в отношении программы “Восточного партнерства”.

2 КОММЕНТАРИИ