Сегодня функции Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР) и Центрального банка Азербайджана (ЦБА) во многом дублируются. В таком случае нужно упразднить ГНФАР.
Как передает AZE.az, с такой инициативой в беседе с Echo.az выступил банковский эксперт, член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов. По его словам, основная причина роста валютных резервов ЦБА — это сжатие манатной массы.
«В стране серьезный «манатный голод», из-за которого страдает реальная экономика. Спрос на иностранную валюту не снизился, как это утверждают официальные структуры. По итогам шести месяцев этого года 1,714 миллиарда долларов было куплено на валютном рынке.
Да, это меньше прошлогоднего показателя. Но причина в том, что нет манатов на рынке, поэтому не на что купить американскую валюту. Иностранная валюта была выставлена на продажу ГНФАР, поэтому Центробанку удалось сберечь свои валютные резервы», — сказал Гасанов.
«Не стоит забывать и тот факт, что примерено 1 млрд. долларов ГНФАР потерял в Международном банке Азербайджана, который столкнулся с техническим дефолтом. На фоне этого говорить об успехах на валютном рынке смешно», — считает эксперт.
К началу августа объем валютных резервов ЦБА увеличился в годовом исчислении на 870,2 миллиона долларов, или на 21%. В результате к настоящему времени золотовалютные резервы ЦБА достигают 5 миллиардов 033,1 миллиона долларов, следует из данных, размещенных на сайте Центробанка.
В течение июля резервы ЦБА увеличились на 69 миллионов долларов, или на 1,4%, а в период с января по август 2017 года — на 1 миллиард 058,7 миллиона долларов, то есть на 26,6%. Накопление валюты со стороны Центробанка стало возможным благодаря снижению спроса на иностранную валюту со стороны коммерческих банков и населения. Падение внутреннего спроса на СКВ привело к тому, что банки на проводимых ЦБА валютных торгах не в полном объеме стали выкупать выставляемые Государственным нефтяным фондом АР доллары.
Напомним, что совокупные стратегические резервы Азербайджана, формирующиеся в основном за счет Центрального банка АР и Государственного нефтяного фонда Азербайджана, по итогам первого полугодия выросли относительно прошлогодних данных на 2,634 миллиарда долларов, или на 7,1%, достигнув величины в 39,755 миллиарда долларов. Отметим, что в целом за 2016 год наблюдалось сокращение валютных резервов ЦБА, отрицательная динамика составила 20,8%.
«Вообще я выступаю за ликвидацию ГНФАР. Объясню, почему. Данный фонд создавался для того, чтобы там аккумулировались средства для будущих поколений, но этого не происходит. Сегодня нефтяной фонд занят погашением текущих расходов и даже оказывает поддержку Центробанку по вопросам валютной политики. В такой ситуации считаю, что фонд необходимо ликвидировать, а управляемые им активы передать ЦБА», — отметил Акрам Гасанов.
«Кстати, до создания нефтяного фонда валютные резервы страны управлялись Центробанком, в том числе доходы, заработанные на продаже нефти, то есть в обязанности регулятора входило исполнять задачи тогда еще не существовавшего нефтяного фонда.
По большому счету, Центробанк до сих пор выполняет ту же работу, что и нефтяной фонд, а именно: управляет валютными резервами, а в случае нехватки денег ему приходит на помощь тот же фонд. Тем более, если учесть, что у ЦБА в 2016 году отобрали функцию по надзору за банками, и штат регулятора уменьшился, в здании ЦБА много свободных мест, поэтому можно упразднить фонд, чтобы органы не дублировали друг друга», — считает Гасанов.
«Отмечу также, что когда страна зарабатывала колоссальные деньги от нефти, появилась необходимость в создании новой структуры, то есть в открытии Государственного нефтяного фонда. Но сейчас страна не зарабатывает столько. Кроме того, для Азербайджана эпоха нефтяного сектора закончилась, правительство заинтересовано в развитии ненефтяного сектора», — заключил Акрам Гасанов.