Гюмрийский политолог Гагик Гамбарян через свою страницу в социальной сети «Фейсбук» уведомил общественность, что на 102-й российской военной базе в Гюмри умерло двое военнослужащих. На полигоне «Алагяз» в результате неосторожного обращения с оружием один из контрактников выстрелил в товарища (он погиб), после чего покончил с собой.
Причем до записи Гамбаряна, сделанной поздно ночью, о случившемся долго не было сообщений ни с российской стороны, ни со стороны правоохранительных органов Армении.
В беседе с Первым Информационным Гагик Гамбарян отметил, что несчастный случай не следует связывать с порядками на базе, но тем не менее, есть повод для беспокойства: «Меня интересует другой вопрос – если случай произошел в районе 16 часов, чем обусловлен факт, что армянская сторона не была уведомлена? Случай произошел на территории РА, но власти узнают о случившемся из интернета. Через час после моей публикации российская сторона в лице представителей Северного военного округа, распространили официальное сообщение через российский сайт «Ria.ru». Конечно я понимаю, что это российская база, проблемы в основном связаны с официальной Москвой, но мы не должны забывать, что база расположена на территории РА и информацию обо всех происшествиях должна знать и армянская общественность».
Обращается ли достаточное внимание на порядки на базе после убийства Аветисянов? На этот вопрос собеседник сказал: «Служащие военной базы в прошлом году в Гюмри около комплекса «Армения-мать» убили друг друга, после этого были мелкие преступления, и то, что на базе есть проблема с уставом, для нас, гюмрийцев, не новость. Конкретно в этом случае не могу сказать, что было умышленное преступление. То, что узнал я, и что говорит российская сторона, соответствует друг другу – был несчастный случай, в результате которого погибло двое российских военнослужащих. Для меня, как гражданина Армении, важно, что в результате произошедшего не погибли граждане Армении».
Правозащитник, представитель правопреемника Аветисянов Артур Сакунц считает инцидент поводом для беспокойства. В беседе с Первым Информационным Сакунц отметил, что в рамках возбужденного по факту убийства семьи Аветисянов уголовного дела так и не была дана оценка деятельности командного состава базы, деятельности непосредственного командира самого Пермякова – они вообще не явились в суд: «Именно эта линия поведения безнаказанности явилось стимулирующим обстоятельством. Ни российская сторона не подняла вопрос, ни армянская сторона не высказала требований. Я и не удивляюсь, что происходят подобные случаи. Просто мы в очередной раз убедились, что со стороны властей РА, государственных органов в отношении расположенной в РА российской военной базы не существует достойного мониторинга и контроля. И даже отдельными уголовными делами не даются оценки. Подобная ситуация, связанная с базой, уже убеждает, что существует опасность как для служащих на базе, так и для жителей прилегающих районов».
Сакунц продолжил, что те данные, связанным с МО России, которые предоставляют их партнеры (коллеги), не могут не иметь своего отражения на других подразделениях МО РФ: «Но основная ответственность не только на российской стороне – с точки зрения обеспечения достойных условий это должны и мы констатировать, что власти РА не поднимают вопросов, связанных с безопасностью граждан своей страны».
Мы поинтересовались, нормально ли, что армянская сторона узнает о происшествии на российской базе с таким опозданием? «Конечно, ненормально, но вопрос в том, есть ли у российской стороны обязательства сообщать, держать в курсе власти Армении, что произошло подобное преступление? Не знаю, не помню по договору, чтобы в него был включен подобное положение. Но так как армяно-турецкая оборона передана российской стороне, и российская база действует на нашей территории, было бы очень логично, чтобы подобное обязательство перед Арменией было. Могут быть чрезвычайные ситуации, например вооруженный бунт, разборка, которые могут выйти за пределы базы и непосредственно угрожать жителям соседних домов и безопасности граждан Армении»,- заключил руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи (ХГА), правозащитник Артур Сакунц.