Азербайджан сохранит плавающий курсовой режим, следует из концепции экономического развития страны на 2018-2021 годы, переданной на рассмотрение Милли меджлиса.
«АР сохранит плавающий режим на 2018-2021 годы, чтобы продержать курс маната на удовлетворительном для страны уровне, то есть между 1,7 и 1,8 маната за доллар США. Это важно как с социальной точки зрения, так и в вопросе поддержания инфляции на приемлемом уровне.
Отрадно отметить, что правительство и Центральный банк Азербайджана имеют ресурсы и рычаги для удержания курса маната. Поэтому в краткосрочной и среднесрочной перспективах серьезных изменений курса ждать не стоит», — заявил Echo.az доктор экономических наук, профессор Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшад Мамедов.
По его словам, несмотря на то, что Центральным банком с начала текущего года был озвучен переход на плавающий курс маната, объективная ситуация говорит о том, что полностью добиться этого перехода пока не представляется возможным, пишет AZE.az
«Сегодня курс национальной валюты не является плавающим, и невозможно сказать, что государство не участвует в формировании курса маната. Дело в том, что и сегодня в торгах наблюдается активное участие соответствующих государственных структур. Хотя, конечно, это не сравнится с тем, что было в 2014 году, например.
И это вполне оправданно, поскольку зависимость общих макроэкономических показателей от курса национальной валюты в АР, достаточно существенная. Это, в первую очередь, зависит от состояния и структуры платежного баланса, импортозависимости», — сказал Мамедов.
«А, если учесть, что особенно на потребительском рынке импортозависимость находится на достаточно высоком уровне, становится вполне понятным, почему ЦБ АР пытается удержать курс нацвалюты в определенном коридоре. Именно поэтому существующий курс маната нельзя назвать рыночным», — отметил эксперт.
Говоря о долгосрочной перспективе, Мамедов отметил, что курс маната будет зависеть от мировой конъектуры цен на энергоносители.
«Вместе с тем в ближайшие годы ожидается реализация крупных энергетических проектов, в первую очередь, связанных с «Южным газовым коридором». Кроме этого, с проектами, связанными с новой фазой разработки месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», которые должны принести в страну значительное количество иностранной свободно конвертируемой валюты. Все это сыграет позитивную роль на формировании курса маната», — заявил Мамедов.
«Не стоит упускать и такой важный фактор, что для реализации, в том числе и энергетических проектов, а также для осуществления выплат по внешним обязательствам страны, речь идет как о государстве, так и частном секторе, АР потребуется в ближайшие 5-7 лет довольно внушительный объем иностранной валюты. Поэтому определенная напряженность и волатильность на валютном рынке все равно сохранится», — объяснил он.
По словам Мамедова, однако, благодаря стратегическим и золотовалютным резервам Азербайджана, при должном развитии реального ненефтяного экспорта, и доходам от реализации энергетических проектов, а также при достаточно эффективной политике правительства в вопросе импортозамещения, можно будет говорить, что у правительства и ЦБ АР будет достаточное количество рычагов, чтобы предотвратить резкие скачки в курсе нацвалюты.
По его словам, спрогнозировать курс маната после 2021 года очень сложно, поскольку как на валютном рынке, так и в целом в мировой экономике наблюдается достаточно высокий уровень турбулентности.
Напомним, что плавающий курсовой режим был введен Центральным банком Азербайджана в начале 2017 года. ЦБА стал применять новый механизм валютных аукционов, которые стали проходить в форме односторонней продажи валюты в конкурентных условиях. Заказы обеспечиваются от верхней цены к нижней.
Это привело к росту предложения валюты по сравнению со спросом на нее, и позволило укрепить курс маната. При этом, среднегодовой уровень инфляции в Азербайджане прогнозируется в 2018 году 6,1%, в 2019 году — 4,3%, в 2020 году — 3,1% и 2021 году — 3,1%, следует из бюджетных материалов, переданных на рассмотрение Милли меджлиса.