Армянские СМИ: Карапетян – премьер, если Армения – часть России

Чем больше Армения приближается к 9 апреля 2018 года, тем более остро стоит вопрос о том, кто может стать следующим главой кабинета министров Армении. Действующий премьер Карен Карапетян демонстративно не скрывает свои притязания на то, чтобы остаться в кресле и дальше, в то время как многие считают, что для этого есть конституционные ограничения, и желание Карапетяна стать премьером входит в противоречие с Конституцией РА.

Согласно изменениям в 148 статью Конституции о требованиях, предъявляемых к членам правительства, принятой в 2015 году, член Правительства должен удовлетворять требованиям, предъявляемым депутатам. Второй пункт той же статьи уточняет, что на члена правительства распространяются требования несовместимости, утвержденные для депутатов.

Уже 48 статья Конституции определяет критерии, необходимые для того, чтобы быть избранным депутатом, согласно которым депутатами Национального Собрания могут избираться лица старше 25 лет, которые на протяжении последних 4 лет являются гражданами только Армении, в течение 4 лет постоянно проживают на территории Республики Армения, имеют избирательное право и владеют армянским языком. Именно ссылаясь на эту статью, многие выражают мнение, что нынешний премьер Армении не может после 9 апреля 2018 года занимать эту должность. Разделы Конституции, касающиеся правительства и президента, вступают в силу после 9 апреля 2018 года.

Является ли Карен Карапетян гражданином только Армении? У многих есть сомнения, что он одновременно является и гражданином России. Этот факт трудно проверить, поэтому власти Армении должны обратиться к соответствующим органам России с просьбой предоставить справку, в каком статусе в 2011-2016 гг. Карапетян работал в России, когда занимал пост первого заместителя председателя ЗАО «Газпромбанк». Но необходимость в подобной справке может и не возникнуть, если учесть, что Карапетян не соответствует и требованию – последние 4 года проживать в Армении. Постоянно проживать в последние 4 года означает, что из 4 лет он более 2 лет физически находился в Армении. Карен Карапетян был назначен на пост премьер-министра 13 сентября 2016 г, и нетрудно посчитать, что 9 апреля 2018 года не исполняется 2 лет нахождения в Армении, и конституционное ограничение распространяется на него. Возможно, что он, будучи первым зампредом «Газпромбанка» жил и работал в Армении, но возможность этого исключил сам Карен Карапетян, передает “1in”.

13 января 2011 года, когда обсуждался вопрос о том, будет ли Карапетян в общепартийном списке РПА, он так ответил на вопрос журналиста: «Я гражданин Республики Армения, и последние 5 лет жил за пределами Еревана. Я не знаю, соответствует ли это ограничению закона по количеству дней, чтобы быть в списке РПА, но если не соответствует, то меня не будет в списке». Как известно, он так и не вошел список, и это значит, что было несоответствие конституционным требованиям. За это время ничего не изменилось, Карен Карапетян живет в Армении уже год, но этого недостаточно для преодоления конституционного барьера. А из ответа Карапетяна ясно видно, что он хотел бы быть в списке РПА, потому что, если бы он это сделал, то возглавил бы список, и тогда не было бы вопроса о том, кто будет следующим премьер-министром. Между тем, список РПА возглавил министр обороны Виген Саргсян, и, согласно политической логике, именно он является наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра. Хотя РПА может отклониться от этой логики и назначить другого кандидата.

Конституционный запрет, связанный с Кареном Карапетяном может исчезнуть, если кто-то юридически докажет, что Армения давно уже присоединена к России, и нет никакой разницы в каком городе он жил, в Москве или Ереване. Как бы гипотетично это ни казалось, все идет в этом направлении, пишут армяне.