Эксперт: существует угроза потери биоресурсов Каспия

Фактически, мы своими руками выбрасываем добро в море, – сказал эколог Тельман Зейналов.

Экологическое состояние Каспийского моря вызывает серьезную озабоченность, заявил в интервью агентству Новости-Азербайджан президент Национального центра экологии и прогнозирования Азербайджана Тельман Зейналов, передает AZE.az.

– Как вы считаете, в каком ракурсе меняется экологическое состояние Каспия из года в год?

– Этот вопрос мне не перестают задавать из года в год, тем не менее, существенных изменений по этому поводу так и не происходит. В целом, это наболевшая проблема для всех нас, и я должен признать, что доводы о том, что в Каспийском море не осталось места, где можно было бы искупаться без угрозы для здоровья, скорее реальность, чем предположение. За последние годы состояние Каспия немного улучшилось благодаря тому, что канализационные стоки в море уже не сливаются, а попадают в общую канализационную систему. Позже они направляются в Говсанскую аэрационную очистительную станцию. Насколько она там очищается, я сказать не могу, но в конечном итоге все сливается в море.

Я уже выражал свое недовольство против такого метода, потому что, как ученый, считаю, что все коммунальные стоки пригодны для повторного использования. Экономически они вполне целесообразны, в виду того, что из них можно получать биогаз для освещения улиц Баку, во-вторых, очищенные воды можно использовать для орошения полей, поскольку они богаты удобрениями. Фактически, мы своими руками выбрасываем добро в море. Нигде, ни в Китае, ни в Африке и по берегам Нила, эти воды не выбрасываются. Если в Китае газ использовали еще в 4 веке до нашей эры, то в Англии с 1870 уже начали освещать улицы городов газом, выработанным из отходов этих же сбросных вод.

– Каким было экологическое состояние Каспия, к примеру, 20-30 лет тому назад. Изменилась ли с тех пор фауна и флора Каспия?

– Дело в том, что, у меня нет таких данных, так как не проводил эксперименты, научные исследования в этих целях. Этим занимаются научно-исследовательские институты.

Соответственно состав флоры и фауны по Каспию они и определяют, хотя об этих данных общественность не информирована. Поэтому невозможно оценить то, в каком состоянии
море пребывало 20 или 30 лет тому назад, чтобы сравнить с нынешним. В свою очередь, я считаю, что надо провести тщательный мониторинг экологического состояния при совместных усилиях прибрежных государств.

После того, как будут обнародованы результаты, совместно с общественными структурами надо организовать общественные слушания, в целях разработки нужной стратегии и плана действий для ликвидации проблем на Каспии.

– Какие факторы являются источниками загрязнения Каспийского моря?

– Масштабное загрязнение вызывают фекальные воды и нефтяные отбросы. К тому же, не мало загрязняется Каспий водами Волги. Это крупная река, которая протекает по промышленным городам России.

– Во сколько раз уровень загрязнения воды в Каспии превышает допустимые нормы?

– У меня данных по этому поводу нет, поскольку я представляю неправительственную организацию. Информацией этой располагает Министерство экологии и природных ресурсов.

– Вы говорили, что в советское время принимались меры по очистке экологии крупных водоемов?

– В 1970-80-х годах, когда была поднята экологическая проблема второго в мире по величине пресного водоема, речь идет о Великих озерах в США, расположенных на границе с Канадой, то канадцы взвалили вину за загрязнение на американцев. В результате, США вложили более 120 миллиардов долларов и очистили всю воду. То же самое можно сделать и на Каспии. Ни одно государство в отдельности не в силах это сделать. Другое дело США – большая страна, они в силах были это сделать. Американские специалисты в течение 15-20 лет восстановили экологию. Я в 2001 году был на берегах Великих озер, и все это видел, как там действовали очистные сооружения. Я после первичной обработки пил воду, взятую из озер. И тогда я убедился в том, что их вода, даже только после первичной обработки, намного качественнее и чище, чем та вода, которая течет у нас из крана.

– Что ожидает регион в случае дальнейшего загрязнения экологии Каспийского моря?

– В случае дальнейшего загрязнения вод Каспия, мы потеряем все биоресурсы Каспия. Во-вторых, у нас изменится региональный климатический аспект. Он будет полностью нарушен. Следует помнить о том, что в Средней Азии, в части России, в Азербайджане, Туркменистане, Иране климатические факторы, в основном, зависят от Каспийского моря.

– Проблема Мецаморской АЭС (Армения) стала объектом внимания всего региона Кавказа. Вы также выразили озабоченность по этому поводу…

– Дело в том, что Мецаморская АЭС в Армении, в основе которой морально и технически устаревшее российское оборудование, представляет большую угрозу безопасности не только для Азербайджана, но и для всего Южного Кавказа, И если человечество стоит перед глобальными, угрожающими всему живому вызовами, то регион Южного Кавказа рискует стать жертвой перечисленных региональных угроз.

Протекающие по территории Армении реки загрязнены токсичными отходами, сбрасываемыми в них армянскими промышленными и сельскохозяйственными объектами. Несмотря на многочисленные призывы азербайджанской стороны, армяне продолжают загрязнять Араз и его притоки, поэтому наша страна была вынуждена установить в прикуринских населенных пунктах мобильные очистные сооружения.

Регион Южного Кавказа может постигнуть такая же технологическая и гуманитарная катастрофа, как в Чернобыле. Об этом мы не должны забывать.

Как известно, Мецаморская АЭС была построена еще 1970 году. После разрушительного землетрясения в Спитаке деятельность этой АЭС была приостановлена, но в 1995 году, несмотря на международные протесты, деятельность станции была возобновлена, более того, был запущен и второй реактор. Несмотря на то, что ЕС потребовал срочного закрытия станции до 2011 года и заявил о готовности выделить Армении для покрытия расходов на энергетические потребности 100 миллионов евро, Армения не согласилась на это. Армения не скрывает, что намерена использовать Мецаморскую АЭС до 2016 года, а в дальнейшей перспективе даже до 2031 года. Учитывая большое число незначительных землетрясений за последние 10 лет в этой зоне, а также интенсификацию сейсмических процессов, о которой говорят исследования сейсмологов, в случае возникновения большой аварии на Мецаморской АЭС серьезно пострадает не только Армения, но и весь Южный регион Кавказа.