Наемничество, согласно международному праву, военное преступление. За него предусматривают строгое наказание национальные уголовное кодексы многих стран. Приняты резолюции ООН, призывающие самым решительным образом бороться с наемничеством и привлекать к ответственности и самих наемников, и их вербовщиков.
Только эти нормы международного права, как показывает практика, останавливают не всех. Еще в 1989 году, до распада СССР, напомним в который уже раз, французские СМИ сообщили о переброске в Нагорный Карабах профессиональных армянских боевиков с Ближнего Востока. В агрессии Армении против Азербайджана самое деятельное участие принимали известные армянские террористы, включая Монте Мелконяна, Вазгена Сислияна, Мартироса Жамгочьяна и т.д.
Как сообщает AZE.az со ссылкой на Echo.az, наконец, было и немалое количество боевиков из Сирии. А опыт вербовки, отправка «добровольцев» в армянский среде отработан давно. Другое дело, что едут в основном не «фронтовые добровольцы», а террористы. Карабах — пример далеко не единственный.
Около недели назад американское издание International Policy Digest рассказало о неблаговидной деятельности Армянского национального комитета Америки (АНКА). Как напомнил автор статьи Ноа Росс, в рядах правления этой организации, отмечает автор, есть люди, имеющие судимость за «оказание давления», то есть рэкет и шантаж, вооруженное нападение и даже терроризм.
Так, Мурад Топалян, который встречался с конгрессменами и сенаторами США, в конце концов предстал перед судом — в заключительном обвинительном акте федеральные власти связали Топаляна с по меньшей мере четырьмя террористическими нападениями на территории США, в том числе, совершение теракта с применением бомбы 12 октября 1980 года на территории штаб-квартиры ООН, взрыв 3 июня 1981 года в конференц-центре Анахайм в Лос-Анджелесе, взрыв 20 ноября 1981 года в здании турецкого консульства в Беверли-Хиллз, и, наконец, покушение на почетного консула Турции в Филадельфии 22 октября 1982 года.
Добавим от себя: есть сведения и о причастности Топаляна к отправке на Ближний Восток «добровольцев» из числа молодых американских армян.
Затем, после установления между Азербайджаном и Арменией режима прекращения огня, интерес к теме присутствия в Нагорном Карабахе наемников и «добровольцев» из числа этнических армян поутих. Но…это еще не означает, что по ту сторону линии фронта отказались от идеи пополнить свой «личный состав» за счет наемников из диаспоры.
Во всяком случае, еще в декабре 2010 года, как о том уже тогда писала наша газета, ссылаясь на агентство «Регнум», толстосумы из армянской диаспоры создали координационные центры по сбору резервистов и ветеранов, которых планируется «в случае чего» перебросить в зону конфликта.
Как откровенничал с агентством «Регнум» некий неназванный источник, уже к этому моменту в резерв записалось более 47 тысяч армян. «Данные добровольцев вносятся в резервную базу, которая вскоре будет действовать в on-line режиме. Мобилизационный потенциал армянского народа огромен, до 500 тысяч подготовленных человек.
Но еще более важна технология доставки, сбора и обработки информации о тех наших соотечественниках, которые в тяжелую для Родины годину готовы пожертвовать собой. Очевидно, информирование и сбор данных в закрытом, внутриобщинном режиме ограничивает наш потенциал. На каком-то этапе стало ясно, что борьбе армянского народа сочувствуют очень многие люди других национальностей. Поэтому сбор данных вскоре будет вестись в открытом режиме». Заодно собирали и деньги.
Как поведал тот же источник, «одновременно ведется и сбор финансовых средств в «Неприкосновенный фонд безопасности Армении и Арцаха», который будет использован для организации самой мобилизации, покупки оружия, в экстренном режиме — для переброски людей и ведения боевых действий.
Насколько добровольно все это делалось — вопрос открытый. Как напоминают эксперты, в среде армянской диаспоры уже не одно десятилетие действует отлаженная система «национального рэкета», то есть силового, часто вооруженного, вымогательства средств «на армянское дело».
Причем в дело шли и стрельба по окнам домов «денежных мешков», и «похищения с целью выкупа». А на этом фоне можно догадаться, как идет и «принудительная запись резервистов».
Другое дело, что тогда, семь лет назад, эта работа велась силами разного рода диаспорских объединений. Теперь же ее берут под свой контроль официальные структуры. Во всяком случае, на такие выводы наталкивает недавний визит в Канаду министра обороны Армении Вигена Саркисяна.
Повод вполне благопристойный — здесь, в Ванкувере, проходила конференция ООН по мифотворчеству. Но в последний день своего рабочего визита в Канаду возглавляемая министром обороны Армении Вигеном Саркисяном делегация посетила гимназию Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU) «Алек Манукян» в Монреале.
Как теперь с умилением сообщает пресс- служба Минобороны Армении, министра в гимназии встретили воспитанники — в футболках с символами ВС РА — и прочитали письмо армянским солдатам. Затем они представили подготовленную для гостей из Армении концертную программу.
Виген Саркисян отметил, что во время своих визитов в другие страны он всегда уделял большое внимание встречам в армянских школах, поскольку без них невозможно сохранение армянской идентичности. А затем заявил: «Наша страна имеет ограниченную территорию и небольшую численность населения. Однако наш народ — носитель несравнимо большого наследия. Наша борьба, осмысление нашего существования не могут ограничиваться территорией страны, ее границами или населением. Мы являемся носителями наследия, создатели которого мечтали о государственности.
Сегодня, когда у нас есть государство, мы должны сделать все возможное, чтобы Армения, диаспора и «Арцах» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) могли вместе претворять в жизнь наши вековые чаяния», — отметил министр обороны Армении.
И вот на фоне всего вышесказанного вряд ли это просто «традиционная риторика». Куда логичнее предположить, что по ту сторону линии фронта вновь ставят «на поток» вербовку наемников и «добровольцев».
Можно вспомнить, что по ту сторону линии фронта уже давно испытывают весьма острый дефицит «пушечного мяса». И идут на самые фантастические ухищрения, чтобы поставить под ружье как можно больше людей. «Уже 6 лет, как Армения в докладе «Глобальный индекс милитаризации» занимает 3-е место в таблице самых милитаризированных государств, — констатирует ереванская «Жоховурд». — И сейчас бытует мнение, что в результате введенной в оборот с прошлого года программы «Нация-армия» и последующих вслед за ней шагов Армения может бросить вызов Израилю, который занимает первое место в списке самых милитаризированных стран».
Другое дело, что резервов внутри страны — неважно, людских или финансовых — недостаточно, и Ереван делает ставку на диаспору.
Правда, вряд ли воспитанники армянской гимназии в Канаде, которые щеголяли перед высоким гостем в футболках с армянской «армейской» символикой, действительно готовы отправиться на реальную войну. Скорее тут ставка делается на персон типа Монте Мелконяна, то есть все тех же террористов.
Тем более что на Ближнем Востоке к террору обращались именно после того, как становилось понятно: победить в открытом бою не удастся, несмотря даже на поддержку Москвы. Другое дело, что в современном мире политика террора и вербовки наемников на государственном уровне вряд ли может остаться незамеченной и безнаказанной.