Российская парламентская делегация во главе с председателем Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Калашниковым только вернулась из Азербайджана, где ее принял президент Азербайджана Ильхам Алиев. Также прошли встречи с азербайджанскими парламентариями и были намечены пути расширения сотрудничества между Государственной Думой и Милли Меджлисом.
Как сообщает AZE.az, в интервью «Москва-Баку» председатель комитета Леонид Калашников рассказал, почему российской делегации было важно посетить Азербайджан накануне Дня памяти Гейдара Алиева, а также раскрыл детали состоявшегося визита в Азербайджанскую Республику.
– Леонид Иванович, российская парламентская делегация во главе с вами на днях посетила Баку. Так сложилось, что визит вы совершили накануне Дня памяти азербайджанского общенационального лидера Гейдара Алиева…
– Когда на повестке встал вопрос, в какое время нашей парламентской делегации посетить Азербайджан, выбрали даты рядом с Днем памяти Гейдара Алиева, чтобы подчеркнуть особое уважение к этому великому человеку. По приезде в Баку мы посетили могилу Гейдара Алиевича на Аллее почетного захоронения, возложили венок от Госдумы. Мы, конечно, не могли обойти вниманием эту дату.
Во всех аудиториях я всегда говорил, говорю и буду говорить: Гейдар Алиев – это пример президента, который смог добиться высокого народного доверия, это пример лидера, четко понимающего важность долга перед страной и людьми. В 1990-е, когда в Азербайджане началась гражданская война, по улицам Баку ходили вооруженные люди мятежного полковника Сурета Гусейнова, грабившие и убивавшие, народ призвал Гейдара Алиева вернуться к власти. Люди понимали, что в этой ситуации никто, кроме Алиева не сможет спасти Азербайджан.
Видя, что происходит в стране, Алиев сказал, что приедет к каждому, с каждым поговорит, в том числе с мятежниками. И он это сделал. После избрания президентом Азербайджана, Алиев поехал к бандитам во главе с Суретом Гусейновым, несмотря на то, что ему говорили, зачем вы едете, это же террористы, чего от них ждать. Но он поехал, поговорил с ними и ситуация успокоилась.
Гейдар Алиев поехал к русской общине и попросил ее представителей не уезжать из страны, сказал, что они нужны республике. Разговаривал с представителями других национальностей. И под честное слово давал обещания, что все будет хорошо и что их права будут соблюдаться, что и было в последствии.
Я неоднократно ставил Гейдара Алиева в пример сегодняшним президентам некоторых стран, например, Украины, которые обещали прекратить конфликты, говорили, что они самолично поедут, решат, а сегодня, как будто забыли об этих обещаниях.
Гейдар Алиев был сверхпопулярным политиком, человеком в Советском Союзе и одним из тех людей, который бы мог возглавить СССР. Но Михаил Горбачев сделал все, чтобы, казалось бы, заставить Гейдара Алиева и Ильхама Алиева покинуть страну. Но Алиевы не сделали этого, они выдержали этот период. Пережили то время недоброжелательной к ним горбачёвщины, когда на Гейдара Алиева устраивались гонения, Ильхаму Алиеву запретили продолжать работу в МГИМО.
И сегодня, несмотря на тот период, при общении с президентом Ильхамом Алиевым чувствуешь, что азербайджанский лидер испытывает любовь к России, что он чувствует связь с ней и гордится тем, что делает все для того, чтобы люди в Азербайджане знали русский язык. Я услышал от него такие слова: «Я не представляю возможным, чтобы люди не знали русского языка – языка культуры, языка Пушкина».
Его отец – Гейдар Алиев – человек, которого не зря почитают в Азербайджане и уважают в других странах. Рассказанная мной история лучше всего, кажется, характеризует его как человека и лидера.
Благодаря Гейдару Алиеву в России в своем время были построены мосты и дороги, которые стоят сегодня, как символы взаимодействия России и Азербайджана.
Мои коллеги рассказывали, что в Новосибирской области до сих пор стоит мост, который появился благодаря Гейдару Алиеву. Бывший мэр Оренбурга и член нашего комитета Госдумы Юрий Мищеряков рассказывал, как в свое время благодаря Гейдару Алиеву было газифицировано Оренбуржье, как вместе они чествовали в Оренбурге бакинца, легенду музыкального мира Мстислава Ростроповича, чьи юные годы прошли в этом городе.
И эти воспоминания о Гейдаре Алиеве по крупицам хранятся в памяти российской и азербайджанской элит. Благодарность людей Гейдару Алиеву живет и по сей день. Скажу откровенно, и я стараюсь в лучших человеческих качествах хоть немножко быть похожим на Гейдара Алиева.
– В Баку российская делегация также встретилась с азербайджанскими парламентариями, со спикером Милли Меджлиса Огтаем Асадовым, председателем комитета Милли Меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям Самедом Сеидовым. Что можете сказать о результатах визита в Баку?
– Вы знаете, как-то обычно все стремятся договориться о побратимстве с Женевой, Нью-Йорком, Парижем… Но мы считаем, что если мы в России говорим, что у нас сегодня с Азербайджаном нет проблем, что мы братские народы, что раньше мы вместе жили в одной стране – Советском Союзе, то вот с кем нужно договариваться о побратимстве. То же касается любой другой дружественной страны СНГ.
В Азербайджане люди очень хорошо знают русский язык, в стране за сохранением, изучением русского языка, его популяризацией следят. Я лично видел приказ министра образования Азербайджана, согласно которому для детей из азербайджанской глубинки изучение русского языка обязательно. Для того, чтобы россияне и азербайджанцы больше контактировали, российская парламентская делегация и Милли Меджлис Азербайджана приняли решение о том, что будут реализовываться проекты, связи между городами-побратимами России и Азербайджана.
Комитет по международным отношениям и межпарламентским связям Милли Меджлиса Азербайджана со своей стороны наметит десятку азербайджанских городов. С нашей стороны также мы представим список российских городов, у которых как-то особенно могут быть налажены связи с Азербайджаном – например, присутствует большая азербайджанская диаспора или есть активная кооперация в экономическом секторе и т.д.
– Ваш визави председатель комитета Милли Меджлиса Самед Сеидов отметил, что во всех международных организациях Россия и Азербайджан всегда демонстрируют единую позицию по всем вопросам… Согласны вы с этим?
– Действительно, чаще всего в международных организациях Россия и Азербайджан демонстрируют единую позицию. С Самедом Сеидовым мы долгое время работали в ПАСЕ. И не помню таких случаев, чтобы по тем или иным вопросам повестки мы голосовали разнонаправленно.
Всем известно, что сегодня Азербайджан, как и Россия, испытывает давление Запада. Не в такой степени как Россия, конечно, но все же. Запад периодически выражает недовольство так называемыми демократическими процессами в Азербайджане. Для Азербайджана это не ново, и власти страны прекрасно знают цену такому «расположению» Запада. Наверное, во многом поэтому в том числе Россия и Азербайджан едины в своих подходах к международным вызовам.
Если говорить о взаимной поддержке, не могу не сказать о том, что недавно вице-президент Национального Олимпийского комитета Азербайджана Чингиз Гусейнзаде в связи с ситуацией с отстранением МОК российских спортсменов от участия в ОИ в Южной Корее в 2018 году, заявил, что «Олимпийские игры будут не такими интересными без участия российских спортсменов и что политика не должна вмешиваться в спорт». Спасибо большое Азербайджану за это, за эту поддержку.
Точно так же Азербайджан поддержал Россию в 2016 году, когда российских спортсменов отстранили от Паралимпиады. В эту нашу встречу президент Азербайджана Ильхам Алиев напомнил об этой позиции Азербайджана. Именно Азербайджан тогда отказался от российской паралимпийской квоты, которую распределяли между странами после недопуска России к участию в Паралимпийских играх.
Мне кажется, нам всем стоит больше говорить о таких шагах дружественных нам стран. К сожалению, простые россияне и даже представители элиты не всегда знают о таких дружественных шагах. Такое положение дел нужно исправлять. Такой поступок Азербайджана показывает, как по-настоящему к России относятся в этой стране, как к нам относится азербайджанское руководство.
– Вы немного уже рассказали о встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевымв. В каком ключе в целом прошла встреча с президентом?
– Ильхам Алиев – человек очень интеллигентный, добрый, мудрый, прекрасный президент прекрасной страны. Он произвел на меня очень хорошее впечатление. К нему нельзя не относиться с большим уважением. На таких встречах не очень хочется говорить языком официоза, но все же встречи с руководителем страны обязывают именно к такому формату. На них (и это, конечно, важно) ты как правило говоришь, сколько в целом прошло встреч руководителей двух стран, какой товарооборот наблюдается между странами.
Но на встрече с президентом Азербайджана сложилась такая благоприятная атмосфера, которая позволила отойти от традиционного для таких встреч ключа, от политеса. В результате с президентом Азербайджана мы в большей степени говорили о том, что объединяет наши государства, что нам предстоит сделать в ближайшее время.
Говорили и о возможном проведении заседания парламентов России и Азербайджана. В связи с этим готовится визит председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина в Азербайджан, он должен состояться в первой половине 2018 года. Эту тему с президентом Алиевым мы также затрагивали.
Поговорили о русском языке. Не стали избегать разговоров и о проблемах, но проблемах cкорее локального характера, потому что в целом между Россией и Азербайджаном нет проблем, об этом четко заявил и президент Азербайджана Ильхам Алиев на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным в Тегеране. Такую позицию часто подчеркивают и чиновники.
Но если президенты работают, это вовсе не означает, что чиновникам нужно расслабляться. Напротив, это означает, что перед нашими странами в двусторонних отношениях стоят задачи, которые нужно решать с еще большими темпами и эффективностью.
В Баку обсуждались вопросы межнационального общения, взаимодействия на уровне регионов, говорили о том, где не дорабатываем – как с российской, так и с азербайджанской стороны. Эти вопросы мы постарались обозначить для того, чтобы решить их, тем самым укрепив наши отношения.