На прошлой неделе Европарламент принял резолюцию о поддержке территориальной целостности стран “Восточного партнерства”, который, по словам главы европейской дипломатии Федерики Могерини, принят как доктринальный, то есть обязательный при формировании внешней политики Евросоюза, передает AZE.az.
В документе подчеркивается, что Евросоюз привержен всем взятым на себя обязательствам, касающимся соблюдения независимости, суверенитета и территориальной целостности участников программы в международно признанных границах этих стран, что стало серьезным заявлением Европарламента против оккупационной политики Армении на захваченных ею территориях Азербайджана. “Вестник Кавказа” побеседовал о последствиях этого документа с доцентом кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеем Фененко.
– Алексей Валерьевич, по вашей оценке, что означает эта резолюция Европарламента для Азербайджана и Армении как сторон нагорно-карабахского конфликта?
– Я думаю, в первую очередь этот документ стал серьезным ударом по европейским надеждам Армении. Ереван рассчитывал, что если он парафируют соглашение об Ассоциации с ЕС, то это приведет к росту поддержки Евросоюзом армянской позиции по Карабаху. Как видим, вопреки всем надеждам Армении, Европарламент принял прямо противоположный интересам Еревана документ.
– Каковы, в таком случае, последствия этого документа для Армении?
– Ситуация теперь такова, что Армения ухудшила отношения с Россией парафированием соглашения с ЕС, то есть произошло некоторое дистанцирование Москвы от Еревана, но при этом республика не смогла получить реальную поддержку от Евросоюза. Сейчас будет очень интересно посмотреть, что предпримут в Ереване в сложившейся обстановке. Думаю, что ожидать, что скоро последует быстрое заверение о том, насколько Армения традиционно дружественна России и стремится выстраивать с ней союзнические отношения.
– На ваш взгляд, что могло побудить Европарламент, традиционно избегавший ясных формулировок о поддержке территориальной целостности Азербайджана из-за действия ереванского лобби, сменить позицию на более однозначную и менее выгодную Армении?
– Здесь подействовали несколько моментов. Во-первых, никуда не делись традиционные нефтегазовые интересы Европы в Каспийском море, по этой причине Азербайджан для ЕС важнее Армении. Во-вторых, Европейский союз отнюдь не заинтересован в разжигании еще одного конфликта вблизи своей территории, тем более на территории Закавказья, куда у него нет возможности вмешаться, в отличие от России и Турции.
В-третьих, Евросоюз явно хотел показать Армении, что никаких особых дивидендов от дистанцирования от России ей ждать не придется.
– Стоит ли ожидать после этого документа, что ЕС более активно вовлечется в нагорно-карабахское урегулирование и как он может практически оказать поддержку территориальной целостности Азербайджана?
– Думаю, Евросоюз сейчас не в том состоянии, особенно с учетом Brexit, чтобы куда-либо вовлекаться, так как перед ним стоит вопрос о сохранении самого себя как единого субъекта. Сейчас даже не ясно, что будет с ЕС, когда Великобритания из него выйдет и он потеряет ключевую для своей экономики Лондонскую биржу. Евросоюз лихорадочно уцепился за “Восточное партнерство” из-за того, что в отношении этой программы действует несколько лоббистских группировок, ее пытаются по разным причинам возродить немцы и поляки. Странам Западной и Южной Европы “Восточное партнерство” безразлично, поскольку их внимание сосредоточено на том, как не допустить усиления Германии после Brexit.
– Как стоит оценивать эту резолюцию Европарламента с точки зрения России как главного посредника в нагорно-карабахском урегулировании?
– Я думаю, в России еще раз увидели ошибочность европейской политики Еревана. В Москве воспримут с определенной долей иронии то, что Армения попыталась найти альтернативу России в лице Евросоюза, но получила резолюцию о территориальной целостности стран “Восточного партнерства” в их международно признанных границах. Хотя помимо иронии это создает еще и новую головную боль для России – как выстраивать отношения с Арменией, перед которой мы имеем комплекс обязательств, в тех условиях, что Ереван пытается перейти к отношениям с Евросоюзом в рамках “Восточного партнерства” явно не на пророссийской основе.
– Какой реакции на всю эту ситуацию стоит ожидать от Армении?
– Я думаю, что в скором времени Ереван сделает какое-либо заявление о поддержке ОДКБ, конечно, до следующего “пряника” со стороны Евросоюза.
а раз так то что мешает ЕС помочь им решить вопрос Карабаха в пользу Азербайджана
Govogun Nikolaev, за карабахской проблемой стоит РФ, вам не следует отрицать сей факт публично.
Поэтому все не так примитивно, как вы себе представляете. За 25 лет армянам не удалось юридически оформить оккупацию Нагорного Карабаха. Как вы думаете почему?
Потому что это была чистой воды оккупация с этническими чистками, истреблением азербайджанского населения на азербайджанских же территориях при помощи армии РФ. Погуглите русского журналиста-публициста Александра Невзорова, который лично видел и общался с псковскими десантниками (на стороне армян) в те годы в Карабахе.
Вам следует проанализировать события вокруг этого конфликта за последние, хотя бы, 3 года. Принимаются решения и подписываются документы о поддержке территориальной целостности Азербайджана международным сообществом. Кроме РФ. Почему? Потому что их цель захват Азербайджана, как они захватили Армению. Карабахскую удавку кремлю удалось накинуть на шею армян, а с азербайджанцами у них не получается.
Поэтому нужно понимать, что карабахская проблема-это война против Азербайджана руками армян РФ.
И перестаньте врать себе, эти земли будут возвращены Азербайджану, как бы в кремле этому не противились.
скоро все разрешиться