Политолог: возможны три сценария ослабления Армении с помощью Грузии

Митинг 21 мая в Тбилиси и последующие события на политической арене этой страны позволяют задуматься над вопросом: что грозит Армении в случае политического кризиса в Грузии?

Как сообщает AZE.az, в интервью Новости-Азербайджан политолог Назим Махмудов рассматривает варианты ослабления Армении из-за изменения обстановки в Грузии и какую выгоду из происходящего получит Азербайджан?

– Как известно, Армения в результате своей недальновидной внешней политики, основанной на конфронтации с соседями с одной стороны, ввиду карабахской проблемы, не имеет открытых границ с Востока, а с другой стороны, по причине территориальных претензий к Турции и требований признания «геноцида армян 1915 года», оказалась также изолированной с Запада.

В результате, сухопутные связи с миром Армения осуществляет посредством Грузии и Ирана. Эти страны играют для внешней политики Армении своеобразную стратегическую альтернативу, посредством которой Армения имеет хотя и небольшой, но выбор в построении своих внешнеэкономических и политических связей. Потеря одной из альтернатив чревата для Армении односторонней сухопутной зависимостью, – считает Махмудов.

– Каковы сценарии развития внутриполитической ситуации в Грузии и возможные реакции Армении на складывающуюся ситуацию?

– Хотелось бы сначала отметить источник накопления внутриполитического недовольства в Грузии. По предложению президента М.Саакашвили, в Конституцию Грузии были внесены поправки, согласно которым Грузия с 2013 года становится парламентской республикой. Параллельно с этим Саакашвили заявил, что выдвинет свою кандидатуру на пост премьера. Именно это было расценено грузинской оппозицией и некоторыми ведущими политическими центрами, как конец грузинской демократии. Исходя из этого можно прогнозировать, что внутриполитическая ситуация будет накаляться по возрастающей до 2013 года.

Вопрос в том, какими путями может развиваться эта ситуация. Будут рассматриваться три теоретических варианта развития политической ситуации в Грузии.

Первый – сохранение существующей власти, считающийся сегодня наиболее вероятным сценарием для Грузии. Несмотря на многие проблемы, команда Саакашвили добилась больших успехов в решении проблем коррупции, бюрократии, развития экономики и туризма. В целом, рейтинг Саакашвили достаточно высок, и его поддерживает большинство населения. Согласно опросу, проведенному американской исследовательской компанией Greenberg Quinlan Rosner, 67% жителей Грузии поддерживают курс президента Михаила Саакашвили. Реализация этого сценария не приведет к особым изменениям в отношениях между Арменией и Грузией.

Второй вариант – смена власти на новые силы, ориентированные на Запад. По сравнению с первым, это менее вероятный сценарий развития внутриполитической ситуации. Хотя при нем наиболее вероятно усиление возможности геополитической манипуляцией Грузии со стороны внешних сил. Так, реагируя на события по второму варианту, Россия будет стремиться привести к власти пророссийски настроенного политика. Но, учитывая негативное восприятие России со стороны населения после 10-дневной августовской войны 2008 года, а также ее ослабевшие рычаги геополитической манипуляции на Кавказе, можно сделать вывод, что Москве будет очень сложно реализовать этот план.

В связи с этим, Россия будет продолжать прежнюю политику, основанную на межнациональных противоречиях. Для этого может быть выбран Самцхе-Джавахетский регион Грузии, преимущественно населенный армянами. Вопрос ущемления и притеснения армян в этом регионе не раз озвучивался со стороны таких армянских политических партий, как Наследие, Дашнакцутюн и др. Но вышеуказанная стратегическая альтернатива не позволяла правительству Армении обсуждать этот вопрос на официальном уровне как вопрос притеснения прав армян на национальной почве.

При поддержке России вероятность расширения националистических аппетитов в Армении весьма возможна. Результатом реализации этого сценария может стать весьма ощутимое ухудшение отношений между двумя странами и потеря Арменией стратегической внешнеполитической альтернативы в результате недальновидной националистической политики.

Третий сценарий – приход к власти пророссийски настроенных сил. Из трех сценариев этот наименее вероятен из-за вышеуказанных причин: негативного восприятие России грузинским обществом и не привлекательность этого направления среди политических партий; во-вторых: в связи с ослаблением рычагов воздействия России, как на Южном Кавказе в целом, так и в Грузии конкретно. Реализация этого сценария не сулит негативных последствий для армяно-грузинских двухсторонних отношений.

Практика показывает, что Армения реализовывает свои националистические планы именно в период внутриполитической нестабильности в стране. Наглядный пример этому распад СССР и возобновившиеся в этот период территориальные претензии к Азербайджану. Как отмечают многие исследователи, если бы Армения не находилась в состоянии конфликта с Азербайджаном, то она скорее всего была бы в конфликте с Грузией. Реализация второго сценария, оцениваемого нами как более вероятный, чем третий, нанесет большой удар по внешней политике Армении и ослабит роль вертикальной геополитической оси на Кавказе (Россия, Армения и Иран).

Армения, пытаясь решить проблему альтернативы стратегического сухопутного пространства, решит пойти на уступки в открытии границ с Турцией. В свою очередь Турция, скорее всего, свяжет этот процесс с решением карабахского конфликта. Исходя из этого, Армении не останется другого выбора, кроме того, как проявить конструктивность в переговорном процессе с Азербайджаном вернуть захваченные территории.