Известный скульптор из Азербайджана считает себя гражданином мира, потому что формировался как личность за границей, передает AZE.az.
В скором времени в Харькове появится памятник народной артистке СССР Людмиле Гурченко, автором которого является известный художник, скульптор из Азербайджана Катиб Мамедов, проживающий ныне в Украине, но регулярно приезжающий в Гянджу.
Мастер кисти добился больших успехов за рубежом. На данный момент он — педагог, доцент, член Союза художников Украины, совета Конгресса азербайджанцев Украины, заслуженный художник Украины, лауреат Международной премии Репина, почетный член Российской академии художеств, почетный деятель искусств, член Московского творческого союза профессиональных художников.
Подробно о своем творчестве, новой работе Катиб Мамедов рассказал в интервью Sputnik Азербайджан.
— Как получилось, что вас так далеко занесло от родины – в Украину?
— Я родился и вырос в Гяндже. С шести лет мечтал стать художником. Все время что-то рисовал, лепил. На мое формирование как живописца очень повлияла природа моей родины – это родники, водопады, горы.
Мой отец Сафар Зейналабдин был авиатехником, человеком необыкновенного таланта, к любой работе подходил творчески, а главное, он умел дарить радость людям. В юности, работая каменщиком, он своеобразно украшал фасады домов восточными орнаментами, писал стихи, любил музыку. Именно он оказал огромное влияние на мое становление как художника.
Первый раз я покинул родину, когда ушел в армию, а после окончания службы решил обучаться в Москве и поступил на заочное отделение. У нас в семье были материальные трудности — мама часто болела, а нас в семье было шестеро, поэтому я старался как-то помочь родным.
После двух лет заочного обучения я понял, что так ничему не научусь, нужно серьезнее заняться любимым делом. И вот уже 30 лет я живу в украинском городе Харьков. Азербайджан дал мне жизнь, вдохновение, талант, а в Харькове я сформировался как личность. Я очень благодарен России, Украине. Очень часто выставляюсь в городах этих стран.
— Как часто бываете в Азербайджане?
— Каждый год приезжаю в Гянджу и подпитываюсь энергией для своих будущих работ.
— Как думаете, насколько ваш национальный ген влияет на ваше творчество?
— Очень влияет, но мне кажется, та теплота, которая присутствовала раньше в нашей стране, в годы моего детства, постепенно куда-то уходит. Люди изменились. Мне трудно сказать, с чем это связано.
— А есть ли у вас работы, посвященные Азербайджану?
— Да, их очень много. Я очень люблю произведения Низами Гянджеви, поэтому много работ посвятил своему любимому поэту. Памятники, посвященные Азербайджану, я не создавал, потому что мне их никто не заказывал. Хотелось бы признания в родном Азербайджане.
Считаю неправильным, когда меня называют азербайджанским скульптором, потому что всегда говорю, что я – гражданин мира, а по национальности азербайджанец. Хоть и вырос в Азербайджане, но формировался в Украине и России. Если бы мои работы стояли на какой-то улице в Баку, то тогда бы я на весь мир кричал, что я – азербайджанец. Нужно ценить хлеб, который тебе дали, к тому же мои дети учатся в Харькове, я тут работаю и выставляюсь.
— Вы и художник, и скульптор, а что вам ближе?
— Скульптурой я занимаюсь больше, а рисунков у меня очень мало.
— Часто выставляетесь?
— В последний раз выставлялся в Пекине, там даже приобрели несколько моих работ. Мой друг, поклонник моего творчества Эльчин Мурадов – меценат, коллекционер, ценитель красоты, очень помогает мне с выставками, альбомами.
— В скором времени в Харькове будет установлен памятник Людмиле Гурченко. Как получилось, что именно к вам обратились за его созданием, и когда он будет готов?
— Многие скульптуры утверждают, что женская пластика у меня получается лучше, чем у других, поэтому именно ко мне обратились с этим предложением. Памятник Гурченко уже практически готов, остались лишь некоторые последние штрихи.
Людмила Гурченко в моем понимании — очень красивая женщина, а я неравнодушен к красоте. Мы все смотрели фильмы с ее участием, она была одной из моих любимых актрис, поэтому я хотел создать лучшее, что я могу сделать. Думаю, мне это удалось. Памятник будет установлен летом.