США поддерживают одинаковые отношения и с Азербайджаном, и с Арменией?

По мнению американского эксперта, США участвуют в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но для них он, по крайней мере сейчас, не является приоритетным.

Как сообщает AZE.az, американский журналист, эксперт Майкл Бом в интервью порталу «Москва-Баку» поделился своим мнением о том, как будут развиваться российско-американские отношения после убедительной победы Владимира Путина на президентских выборах.

– Майкл, что можете сказать о результатах выборов президента в России и как победа Путина повлияет на российско-американские отношения?

– Стратегия российской конфронтации с Западом – очень выигрышная карта, и эта стратегия сыграла особую роль во время президентских выборов в России. Самая главная причина, по которой Путин выиграл свои очередные выборы – это его сложившийся на международной арене образ.

Согласно опросу «Левада-центра», 72% россиян считают сегодня Россию великой державой. То есть Путин вернул этот самый великодержавный статус России. Добился он этого с помощью политики в Сирии, ситуации с Крымом и Украиной. И все эти направления также связаны с конфронтацией с Западом. Это волнующе действует на российское общество.

Для российского общества такая политика в отношении Запада – это сладкая месть. Большая часть российского электората считает, что США себя неправильно ведут – высокомерно прежде всего, диктуют всем, что делать и как жить. Что СССР распался из-за Америки, расширение НАТО происходит из-за Америки, санкции – тоже из-за Америки.

И россияне считают, что такая внешняя политика Кремля мстит за беды США. Такая политика идет на ура у электората, который считает, что США таким образом получают по заслугам.

Но не думаю, что это может продолжаться бесконечно. Каждое подобное действие, так сказать, попытки ставить США на место, является поражающим фактором в российско-американских отношениях. Я вижу, что результатом использования Россией такой стратегии будет еще большее обострение российско-американских отношений.

– После победы Путина сначала появилась информация, что Трамп поздравлять его не будет, но затем президент США все-таки поздравил российского коллегу и вечный критик России сенатор Маккейн уже осудил его за это. Должен ли был Трамп поздравлять Путина, на Ваш взгляд?

– Считаю, что должен был. Совсем не поздравить было бы странно. Трамп выбрал нужную тактику, такой легкий маневр – он чуть-чуть потянул время, заставив Россию подождать, чем успел создать интригу, и поздравил, сильно не подставляя себя.

Причем Трамп в разговоре с Путиным специально решил не поднимать довольно щекотливые для российской стороны темы – например, мнение Запада, что Россия скорее всего стоит за отравлением Скрипаля. Это не значит, что у Трампа нет к России претензий. Но он посчитал, что в поздравлении не стоит этого касаться, а лучше поднять более важные темы, такие, как, например, Сирия и КНДР.

– Можно сказать, что Трамп сам по себе хочет наладить отношения с Россией, но у него нет такой возможности из-за демократов?

– Да, Трамп хочет наладить отношения и телефонный разговор свидетельствует об этом. Трамп после победы Путина не прислушался к рекомендациям советников, которые говорили, что поздравлять нельзя, а если и разговаривать, то поднимать вопрос химатаки. Но к этим советам Трамп не прислушался.

– Между Азербайджаном и США тоже недавно произошел своего рода конфликт. Лидера карабахских сепаратистов Бако Саакяна приняли в Конгрессе США. Это, естественно, вызвало негодование в Азербайджане в результате чего Соединенным Штатам была направлена нота протеста. Как понимать такое поведение Вашингтона, учитывая тот факт, что Америка является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию…

– В случае с Бако Саакяном нужно разбираться в правовых аспектах этой ситуации. Как принимали, в каком статусе. Действительно, в США действует довольно сильное армянское лобби. Но в целом, США в своей стратегии хотят поддерживать в одинаковой степени отношения и с Арменией, и с Азербайджаном. Они не видят необходимости выбирать между ними.

США участвуют в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но для них он, по крайней мере сейчас, не является приоритетным. И в общем, думаю, что нагорно-карабахский конфликт – из тех, которые еще долго будут в подвешенном состоянии, как например, конфликт между Индией и Кашмиром.