Непоследовательный подход к кризису еврозоны не смог устранить основополагающие проблемы несходства экономик и неоднородного уровня конкурентоспособности в разных странах ЕС.
Как сообщает AZE.az, на сайте The Financial Times экономист Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший кризис 2008 года, пишет, что “если нынешняя тенденция продолжится, евро скатится к неупорядоченным урегулированиям проблемы долгов, и в итоге монетарный союз как таковой распадется, поскольку слабейшие члены ЕС потерпят крах”.
Лидеры ЕС надеялись, что отсутствие единого курса ускорит структурные реформы и тогда уровни производительности и экономического роста совпадут. Но вышло наоборот: конвергенция учетных ставок на первоначальном этапе лишь усилила разнобой в фискальной политике, пишет автор.
“Структурные реформы были отложены, а рост зарплат относительно роста производительности труда стал неравномернее. В результате периферийные страны еврозоны утратили конкурентоспособность”, – говорится в статье. Основой монетарного союза должен был послужить политический и фискальный союз, но движение к политическому объединению застопорилось, а налогоплательщики Германии и других ключевых стран еврозоны не согласятся обеспечивать долги стран периферийных.
По мнению автора, следует восстановить экономическую конвергенцию, а для этого необходимо восстановить конкурентоспособность, “иначе периферия просто впадет в стагнацию”.
Выбор вариантов крайне узок:
1. обрушить курс евро к американскому доллару (этот шаг маловероятен, поскольку Европейский Центробанк проводит “ястребиную” политику, а Германия имеет сильные позиции в торговле);
2. “немецкий способ: реформы по повышению роста производительности труда при сдерживании роста зарплат”. По мнению Рубини, он тоже не сгодится – собственно, в краткосрочной перспективе рост только замедлится;
3. дефляция, но она, как полагает Рубини, лишь увеличит реальное бремя долгов государства и частных лиц.
“Итак, на деле остается лишь один способ восстановить конкурентоспособность и экономический рост в периферийных странах: выйти из еврозоны, вернуться к национальным валютам, провести массированное номинальное и реальное обесценивание”, – пишет автор.
Естественно, сегодня эта идея считается немыслимой даже в Афинах и Лиссабоне, замечает автор. Но через 5 лет, особенно в условиях стагнации, мнение может измениться. Реструктуризация долгов неизбежна, но даже ее недостаточно для восстановления конкурентоспособности и роста, замечает Рубини.
Выход из еврозоны сделается выгоднее, чем пребывание в ней.