Юрий Лужков: Гейдар Алиевич – человек своего народа, лидер нации. ВИДЕО

О Гейдаре Алиевиче можно говорить очень много и все равно, думаю, не хватит времени для того, чтобы раскрыть этот образ полностью – образ человека многогранного, человека уникального по своим личным качествам, личным способностям.

Как передает AZE.az, портал «Москва-Баку» подготовил серию интервью, приуроченных к 95-летию со дня рождения государственного деятеля мирового масштаба, общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева. Известные политики, коллеги и люди, знавшие Гейдара Алиевича Алиева, рассказывают о нем как о человеке и руководителе.

Представляем вниманию читателей воспоминания бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Слово о Гейдаре Алиеве

В начале этих очень трогательных минут воспоминаний о великом человеке Гейдаре Алиеве я хочу поприветствовать граждан любимой мной страны – Азербайджана: «Salam, əziz Azərbaycan dostlarım!»

Я хотел бы сказать слово о Гейдаре Алиевиче, ибо Гейдар Алиевич был фигурой выдающейся не только на постсоветском пространстве. Я много лет проработал в промышленности, много лет взаимодействовал с высшими органами государственной власти Советского Союза и знаю Гейдара Алиевича еще по советским временам.

О Гейдаре Алиевиче можно говорить очень много и все равно, думаю, не хватит времени для того, чтобы раскрыть этот образ полностью – образ человека многогранного, человека уникального по своим личным качествам, личным способностям и по тому великому глубинному государственному мышлению, которым обладал Гейдар Алиевич.

Это был человек уникального потенциала – не только как человек, который по своей специальности много занимался вопросами безопасности, но и как хозяйственный руководитель. Я знал, что Гейдар Алиевич свое основное образование получил в гражданской сфере. Он великолепно разбирался в архитектуре, экономике… Он был очень заметной фигурой в том бесцветном правительстве, которое работало в те годы.

Пять лет работы Гейдара Алиевича в советском правительстве – это были годы, когда мы много раз обращались к его потенциалу, к его памяти, которая всех поражала, к его хозяйственному мышлению. Он помогал в развитии государства, в развитии экономики страны.

Нужно сказать, что новые времена были для него трагическим периодом… 20 января 1990-го года… Эти события очень встревожили Гейдара Алиевича. Они воздействовали на его личность и систему взглядов, мышление, принципы, цели, эти события спровоцировали его протест против неспособности руководства Советского Союза, в первую очередь, Михаила Сергеевича Горбачева, уладить конфликт миром, разрешить проблемы между двумя близкими, в общем-то, живущими рядом нациями – азербайджанцами и армянами.

Советское руководство, Михаил Сергеевич Горбачев не смогли или не захотели эти проблемы решить, скорее всего из-за своей неспособности решать государственные задачи, не смогли выправить эту ситуацию и остановить кровопролитие.

Гейдар Алиевич очень переживал в связи с этими событиями, о чем мне неоднократно говорил, и его переживания привели к тому, что в 1991-м году он вышел из рядов КПСС. Это решение звучало очень сильно, мощно, как протест против политики, которую в то время вели государственные власти. Потом произошел распад Советского Союза и формирование независимых государств, в том числе и Азербайджана. Все это происходило в очень сложной и запутанной политической и особенно хозяйственно-экономической обстановке. Появился Эльчибей.

Я с ним встречался, и помню то мое удивление, этот момент действительно меня поразил, когда Эльчибей начал разговаривать со мной через переводчика. А я приехал для того, чтобы помочь Азербайджану в решении продовольственных вопросов… Со стороны Эльчибея это была демонстрация абсолютно никчемная, абсолютно ненужная.

Народ Азербайджана не принял его как настоящего руководителя государства, и в 1993 году к власти вернулся Гейдар Алиевич, который до этого, может быть даже осознавая свой грандиозный потенциал, все же не рассчитывал вернуться к руководству своей страной. Но он вернулся к власти по требованию народа Азербайджана!

После этого у меня было много встреч в Азербайджане, который, благодаря возвращению к власти Гейдара Алиевича, быстро становился на ноги. Благодаря чему? Благодаря мудрости Гейдара Алиевича. Он был стратег, правильно понимал, что нужно развивать экономику, что нужно развивать то хозяйство, которое впоследствии даст возможность получить средства на продовольствие, на жизнь народа, на строительство, на индустрию и на развитие всего остального.

Я хочу сказать об еще одном качестве Гейдара Алиевича. Гейдар Алиевич – человек своего народа, это лидер нации.

Гейдар Алиевич, занимаясь развитием Азербайджана, укрепляя его суверенитет, вместе с тем никогда, никоим образом не хотел терять связи с Россией, с российским народом. Наши народы были вместе в течение многих десятилетий. Мы вместе сражались против фашизма. В годы Великой Отечественной Баку помогал решать вопросы обеспечения топливом всей военной техники. Немцы не зря рвались к Баку, чтобы захватить нефтяные промыслы. И сегодня мы должны помнить нашу общую историю. Если мы имеем хоть какую-то минимальную возможность помогать друг другу – близким народам Азербайджана и России, нужно это делать.

Гейдар Алиевич неоднократно приглашал наши власти с проведением Дней Москвы в Баку. И это всегда были великие праздники, великие события дружбы, братства, в которых он лично принимал участие, всегда сидел рядом со мной в залах, которые в тот момент становились восторженными центрами, в которых дружба наших народов подтверждалась, где она продолжалась.

Сегодня мы с вами говорим о великом государственном деятеле. Я могу назвать очень немногих, может быть еще лишь одного из руководителей тех государств, которые образовались после распада Советского Союза, которые сделали для своего народа очень много, сделали все, чтобы их новая страна развивалась. Один, максимум – два человека, я не будут называть их имена. Но номер 1 в моем понимании и моей памяти – это Гейдар Алиевич.

Когда мы говорим о Гейдаре Алиевиче как о руководителе страны, мы воспринимаем его прежде всего как личность, как человека сильной воли, как человека, который смотрит вперед, дальше всех. Потому что так и должно быть. Лидер должен видеть будущее, в которое он зовет свой народ. Это человек мужества. Но образ Гейдара Алиевича был бы неполным, если бы не еще один момент… Я вам расскажу одну историю… которую, думаю, не все знают в Азербайджане.

Гейдар Алиевич был прекрасным семьянином. У него была красавица-жена Зарифа Азизовна Алиева. Она, к великому сожалению и горю Гейдара Алиевича, намного раньше него ушла из жизни. Сначала Зарифа Азизовна была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Каждую неделю Гейдар Алиевич, когда у него выпадала свободная минута, приезжал на Новодевичье, садился у могилы и несколько минут сидел рядом со своей любимой женой.

Для государственного деятеля, воспринимаемого нами как человек, не имеющий эмоций, который говорит только о государстве, о масштабных, мировых проблемах, для государственного деятеля такое мироощущение, такое ощущение своей семьи – абсолютно необычная вещь.

Я расскажу вам и еще одну историю, которую знаем только мы с Гейдаром Алиевичем. И, наверное, которую знают члены его семьи, дети. Мы очень дружили с Гейдаром Алиевичем. Как-то он пригласил меня посетить Азербайджан, Баку, для того, чтобы развивать контакты с Москвой. Так вот в один из своих приездов в Баку я привез ему необычный подарок. Я нашел бюст его супруги, о существовании которого Гейдар Алиевич не знал.

Довольно большой бронзовый бюст был сделан при жизни его супруги. Я нашел его у известного, очень и очень близкого мне скульптора. Получив приглашение, я приехал в Баку. Меня встретили, и я попросил сопровождающих людей поставить этот бюст в комнате рядом с местом, где мы с Гейдаром Алиевичем встречались. После разговора с Гейдаром Алиевичем он меня спросил, какие у меня планы на сейчас и на вечер, он хотел со мной и вечером пообщаться.

“Я вот хочу с членами правительства обсудить вопросы нашего торгово-экономического взаимодействия, потом – в Министерство культуры”, – сказал я. “Ну хорошо, до вечера, – сказал Гейдар Алиевич. Но я обратился к нему: “Гейдар Алиевич, нет. Я хочу сделать вам еще один подарок”. Он: “Да зачем, мы так близки, хорошо взаимодействуем. Зачем подарки? Все это, наверное, в наших отношениях излишне”. А я: “Гейдар Алиевич, давайте пройдем в соседнюю комнату, и я думаю, Вы поймете, почему я хочу сделать этот подарок”.

Мы пошли в соседнюю комнату. Я снял покрывало с бюста Зарифы Азизовны и увидел слезы, которые… перешли в рыдания.

Понимаете, он увидел свою любовь, он увидел то, что эта любовь хотя физически и ушла, но получила такое прекрасное материальное воплощение… Для меня все это тоже было очень волнительно. И я понял, что имею дело с человеком, который имеет не только эмоции, но который может любить, по-настоящему любить свою жену, любить своих детей, любить свой народ.

И это Гейдар Алиевич, человек, который не только отмечен Всевышним мудростью, могучим государственным мышлением, еще раз повторю, несравнимым ни с чьим иным в наше время, но еще и глубоким чувством переживания – переживания за судьбу людей, это Человек с большой буквы.

И память о нем должна быть вечной, не только для всех, кто с ним контактировал, общался, она должна быть вечной в наших народах. Такие люди бесследно не могут уходить в прошлое, они должны занять свое место в истории и стать тем примером для подражания не только для высших руководителей какой-либо страны, они должны стать примером для подражания для всех простых людей – и Азербайджана, и государств всего того пространства, которое раньше называлось Советским Союзом.