Эксперты: Азербайджан, Турции и РФ могут договориться о ценах на газ

В ближайший месяц произойдут два события, которые укрепят позиции Азербайджан и Турции на энергетической карте мира. 29 мая в Баку пройдет церемония ввода в эксплуатацию первого этапа проекта «Южный газовый коридор».

Первый этап проекта предполагает транспортировку газа с азербайджанского месторождения “Шах Дениз” по Южнокавказскому, а затем Трансанатолийскому (TANAP) трубопроводам (часть Южного газового коридора) до турецкого города Эскишехир.

Азербайджанский газ 12 июня достигнет Эскишехира и в этот день президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган запустят турецкую часть Трансанатолийского газопровода. В церемонии запуска также примут участие правительственные делегации стран, которые получат газ, высокопоставленных представителей компаний.

Как сообщает AZE.az, первоначальная пропускная способность газопровода TANAP составит 16 миллиардов кубометров в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальной объем — в Европу. Предполагается, что по TANAP будет поставляться топливо из Каспийского региона через Грузию и Турцию к границе с Грецией и поставляться в страны Евросоюза.

Газопровод будет начинаться с Сангачальского терминала на территории Азербайджана как расширение Южно-Кавказского газопровода.

От конечной точки в турецком Эрзуруме он будет продолжен к Эскишехиру, где будет ответвление для турецких потребителей. На турецко-греческой границе TANAP будет соединен с Трансадриатическим газопроводом (TAP), проходящем через Грецию и Албанию с конечной точкой в Италии. Также было объявлено, что одна ветка из Турции пойдет в Болгарию.

Проект TANAP был анонсирован 6,5 лет назад – 17 ноября 2011 году на Третьем Черноморском энергетическом и экономическом форуме в Стамбуле. 26 декабря 2011 года, Турция и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании, консорциум для строительства и эксплуатации газопровода.

26 июня 2012 президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписали договор о газопроводе.

17 марта 2015 года Эрдоган и Алиев встретились с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили в городе Карс на Востоке Турции – официально заложить основание трубопровода и таким образом знаменовать начало работ по постройке газопровода.

Эксперты рассказали порталу «Москва-Баку», насколько открытие первого этапа «Южнойго газового коридора» и TANAP укрепят позиции Азербайджана и Турции на энергетической карте мира, а также не навредит ли открытие данных проектов России, а может напротив, Москва сможет извлечь из проектов своих близких партнеров выгоду.

Так научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев отмечает, что для России, «Газпрома» открытие не станет каким-то неприятным неожиданным сюрпризом, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. «Россия с самого начала была в курсе стратегии по созданию на территории Турции такого газораспределительного хаба.

Если бы с точки зрения «Газпрома», это принесло какие-то риски присутствию российского газа на европейском рынке, Москва бы совершенно по-другому выстраивала свое взаимодействие с Анкарой в этой сфере. Напротив, происходит то, что мы можем назвать взаимодействием в газовой сфере.

Россия прокладывает в ту же Турцию газопровод «Турецкий поток», зная, что в ближайшее время, в среднесрочной перспективе российские поставщики будут взаимодействовать с азербайджанскими поставщиками по совместному экспорту на территории Греции, Италии, юга Европы. Для этих целей создано совместное предприятие между «Газпромом» и SOCAR, «Роснефтью» и SOCAR для взаимодействия на внешних рынках нефти и газа. И самое главное – экспортная линия Южного газового коридора будет являться одной из ключевых инструментов этого взаимодействия.

Вторым инструментом станет «Турецкий поток». На мой взгляд, российские контракты потревожены азербайджанским газом не будут. Кроме того, нужно учитывать, что в Азербайджане будет запущен первый этап газоперерабатывающего предприятия SOCAR Polymer, которое, видимо, будет потреблять и часть российского газа.

Также SOCAR Methanol будет продолжать покупать российский газ. Производство полимерной продукции будет производиться за счет в том числе поставок из России. Также нефтеперерабатывающие предприятия SOСAR STAR в Турции приобретает нефть у «Роснефти». То есть и российская, и азербайджанская нефть там присутствуют.

На этих примерах мы можем увидеть, что не только нельзя говорить о конкуренции между Россией, Азербайджаном и Турцией, но скорее перед нами пример взаимодействия трех стран. И те, кто говорит о конкуренции, не вполне владеют информацией», – считает эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также поясняет, что TANAP существует не первый год. «Этот проект уже существовал на рынке, когда Россия планировала реализовать так и не свершившийся «Южный поток». Но у России с Турцией сегодня есть «Турецкий поток». Действительно, TANAP – определенная альтернатива российскому газу, но я бы не сказала, что он серьезным образом теснит «Газпром» с рынка ЕС. «Газпром» может претендовать и на то, чтобы войти в данную трубу со своим газом и также участвовать в транспортировке. Условно говоря, вторая нитка «Турецкого потока» может каким-то образом соединена с этим проектом в сторону ЕС.

Для Азербайджана запуск – это возможность направлять газ в Европу и таким образом получать дополнительный доход. Для Турции же TANAP – это показатель того, что она все больше становится мощным газовым хабом. Ведь помимо TANAP есть и «Турецкий поток», завершена его первая нитка, будет вторая. И как энергетический хаб Турция будет только усиливать свои позиции.

Турция лишний раз подтверждает свой статус региональной державы. И турецкая экономика здесь ключевой игрок. С учетом того, что Турцию в ЕС все не берут, она показывает и в этом статусе у нее все хорошо.

Для Европы же TANAP – это возможность показать альтернативу поставкам других производителей, в первую очередь «Газпрома». Альтернатива не такая глобальная, но показать надо. Здесь важен так называемый «вау-эффект».

Вместе с тем, директор Института политических исследований Сергей Марков имеет несколько иную позицию. «Все же России нельзя сказать, что выгодны такие сделки. Любые подобные сделки при конкуренции не выгодны третьему игроку. Вместе с тем, Азербайджан и Турция – независимые суверенные государства, которые сами решают, что им делать, на чьи рынки поставлять газ и нефть. Россия – не империя, которая все диктует, как им жить, а полностью признает права стран. Потом у России и Турции есть совместные проекты – «Голубой поток», «Турецкий поток».

Экономике РФ в этой ситуации было бы выгодно направить газовые потоки в большей степени внутрь страны, чтобы обеспечить более низкую энергозатратность российской продукции и стимулировать внутренний экономический рост.

Азербайджан и Турция как страны-производители и транзитеры заинтересованы в сотрудничестве для того, чтобы согласовывать свою ценовую политику для рынка ЕС. ЕС же заинтересован в том, что у Азербайджана, Турции и России был конфликт друг с другом, чтобы страны не договаривались. Но мы все равно сможем договориться, в чем я не сомневаюсь.

В целом, можно только поздравить наших азербайджанских друзей с экономическими успехами».