Пашинян своим визитом в Грузию дал определенный сигнал Западу, что Армения готова меняться и проводить реформы, считает грузинский эксперт.
Как сообщает AZE.az, Vesti.az публикуют интервью с грузинским политологом Гелой Васадзе.
– Как вы оцениваете визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Грузию? Каковыми вы видите перспективы развития грузино-армянских отношений?
– Это первый зарубежный визит Пашиняна, если не считать рабочего визита в Сочи на саммит ЕАЭС. Естественно по приоритетности данный саммит был выше, чем визит в Тбилиси, но Грузия и Иран очень важны для Армении по понятным причинам – достаточно посмотреть на географическую карту. Перспективы развития грузино-армянских отношений я вижу в том же русле, что и было раньше. Полагаю, что ничего здесь не будет меняться.
Другое дело, что Пашинян своим визитом в Грузию дал определенный сигнал Западу, что Армения готова меняться и проводить реформы. В тоже время, находясь в Сочи, Пашинян заявил, что Армения является надежным союзником России. Насколько это получится у Пашиняна я честно говоря не знаю. Тут сложно что-либо сказать.
– В Армении часто поднимают вопрос об улучшении транспортных коммуникаций с Грузией, в частности поднимается вопрос возобновления движения по Абхазской железной дороге. Как вы считает, возможно, ли решение этого вопроса с учетом геополитических реалий?
– Грузинское общество крайне скептически относится к возможности возобновления движения по Абхазской железной дороге. Тут дело вовсе не в Армении и азербайджано-армянских отношениях. Все заключается в том, что в Грузии этот шаг воспринимается как признание оккупации Абхазии и Цхинвальского региона.
То, что Россия недавно подписала соглашение со швейцарской компанией SGS по транспортным коридорам, который в свое время был подписан с Грузией только потому, что Москве нужно было вступать во Всемирную Торговую Организацию, и было действительно давление со стороны Запада.
Это вызвало очередную реакцию по поводу того, что было возможно открыть транспортные коридоры. Даже были переговоры в формате Карасина-Абашидзе, которые, насколько мне известно, завершились ничем. Сюда по нынешним реалиям того, что президент Сирии Башар Асад признал «независимость» Абхазии и Цхинвальского региона сегодня понятно, что перспективы грузино-российских отношений зашли в тупик.
У Грузии с Россией нет никаких проблем, кроме двух – Абхазия и Цхинвальский регион. Пока эти вопросы не будут решены говорить о серьезном налаживании отношений не приходиться. Тоже самое время Грузия не хочет обострять отношений с России понимая общий геополитический контект.
– Пашинян также направится в регион Самцхе-Джавахети для встречи с представителями армянской общины. Этот регион, в котором сильны сепаратистские устремления, играет немаловажную роль в грузино-армянских отношениях. Как вы считаете, эта встреча сможет снизить накал страстей в Самцхе-Джавахети?
– Я не совсем согласен с тем, что в регионе Самцхе-Джавахети сильны сепаратистские настроения. В этом регионе сепаратистские настроения разжигались основном из-за Москвы, но после того как грузинская государственность укрепилась, любые проявления сепаратизма в этом регионе были купированы.
Полагаю, что сейчас вообще нельзя утверждать о каких-либо сепаратистских настроениях в Самцхе-Джавахети. Я бывал в этом регионе, общался с местным населением, которое ратует за развитие Грузии. Другое дело опять таки в СМИ нашего северного соседа эта тема часто развивается, причем в основном теми выходцами из региона, которые проживают там.
А то, что Пашинян поехал в этот регион это в принципе естественно, потому что практически все руководители Армении, посещавшие Грузию, постоянно ездят в Самцхе-Джавахети. И никакого накала страстей там нет. Ситуация в этом регионе полностью контролируется грузинскими властями.