Европейский парламентарий подчеркивает, что у него и его коллег создалось однозначное впечатление, что от оккупационной политики руководства Армении страдает и сам армянский народ.
Как передает AZE.az, АПА публикует интервью с председателем комитета Латвийского сейма (парламента) по народному хозяйству, аграрной, региональной политике и охране окружающей среды Романом Наудиньшем.
– Как Вы охарактеризуете сложившиеся сегодня отношения между двумя странами, в частности, межпарламентские связи между Азербайджаном и Латвией?
– Отношения между двумя странами, в особенности, межпарламентские, остаются на высоком уровне. К примеру, в этом году мы, представители латвийского парламента, наблюдали за ходом президентских выборов в Азербайджане. Кроме того, приняли участие в межпарламентском футбольном соревновании в Баку. Наша делегация состояла из 12 депутатов.
Несмотря на то, что мероприятие было футбольным состязанием, участие депутатов из различных стран вызвало интерес. Такого рода спортивно-культурные связи были, и они будут продолжаться. Во время этих визитов обсуждаются экономические и геополитические вопросы. Наши коллеги из парламента Азербайджана знакомят гостей с ситуацией в Нагорном Карабахе.
У меня и у многих европейских коллег создалось однозначное впечатление, что от оккупационной политики руководства Армении страдает и сам армянский народ. По этой причине Армения осталась в стороне от энергетических проектов между Европой и Азербайджаном.
Межгосударственные отношения между Латвией и Азербайджаном стремительно развиваются. В ближайшие месяцы в Латвии откроется Торговый Дом Азербайджана. Работа в связи с этим уже завершена, мы только ждем церемонию открытия. Возможно, она пройдет этим летом. После открытия Торгового Дома азербайджанская продукция будет свободно экспортироваться в Европу. К примеру, Азербайджан сможет удовлетворить в Латвии и других соседних европейских странах спрос на фрукты и овощи.
Но есть, вероятно, и другие, не столь очевидные товары, которые найдут покупателей в Латвии. Мы должны думать, как привлечь в Азербайджан больше туристов из стран Балтии. Определенно есть и такие латвийские товары и услуги, которые представляют интерес для Азербайджана и которые могут быть предоставлены здесь нашими предпринимателями. В целом, нашей основной целью является взаимное вложение инвестиций в ненефтяной сектор, увеличение торгового оборота, и в конце этого года мы проанализируем итоги.
Кроме того, Латвия поддерживает реализуемые совместно с Азербайджаном в рамках Евросоюза энергетические проекты на высоком уровне. Страны Европы возлагают большие надежды на эти энергетические проекты. Политика, проводимая в регионе азербайджанским руководством, в частности президентом страны, привлекает внимание Латвии так же, как и других стран. Считаю, что добиться экономических достижений на Южном Кавказе после распада Советского Союза было возможно только при таком управлении, которое продемонстрировало азербайджанское правительство и азербайджанский народ в целом.
Я даже сказал бы, что основа основ развития Азербайджана – его народ, который способен действовать ответственно, дальновидно и политически мудро.
– Могут ли латвийские предприниматели вкладывать инвестиции в свободную экономическую зону в Аляте?
– Сейчас у меня нет подробной информации об этой зоне, о том, как она будет функционировать и на основании какого механизма будет работать. Я поинтересуюсь этим. Однако, исходя из опыта мировой практики, могу сказать, что если определенные таможенные и налоговые условия будут созданы и здесь, тогда естественно латвийские компании проявят интерес к проекту.
Потому что, как я отметил, экономические связи между Азербайджаном и Латвией развиваются на основе новых проектов. С этой точки зрения, участие латвийских компаний в этой зоне является реальным. Для нас это представит большой интерес.
– Что Вы можете сказать по поводу происходящих в Европе в связи с Азербайджаном событий, если учесть введение санкции в отношении главы азербайджанской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы?
– Если честно, я не смог наблюдать за этим процессом изначально. Для меня осталось неясным, как эти обвинения были доказаны. В целом, скажу, выглядит так, будто есть какая-то третья сторона, желающая обострить отношения между Европой и Азербайджаном. Страны ЕС относятся к Азербайджану как к стратегическому партнеру. Какая сторона захочет незамедлительно прибегать к санкции или давлению вместо того, чтобы обсуждать вопросы со своим стратегическим партнером?
Знаете, метод давления, напряженность между странами сегодня никому не нужны. Европе это и вовсе не нужно. Я не осведомлен о произошедшем в ПАСЕ этом событии. Однако это факт, что есть третья сторона, заинтересованная в создании напряженности между такими партнерами как Евросоюз и Азербайджан.
– Вы являетесь уроженцем Азербайджана, что отражаете как в своем фамильном гербе, так и в общественно-политической деятельности. Не создает ли это для Вас какие-либо трудности, учитывая активность армянского лобби в прибалтийских странах? Подвергались ли Вы какому-либо давлению за Вашу позицию в связи с оккупационной политикой Армении в отношении Азербайджана?
– Никогда не сталкивался с давлением. И в то время, когда был министром, и сейчас я открыто осуждаю оккупационную политику Армении в отношении Азербайджана.
Я родился в Латвии. Латвия моя родина, которую я очень люблю. Mоя мама латышка, папа родился в Латвии, нo мой дедушка из Азербаиджана, и потому эта земля – часть меня.
В Европе не знают, что армяне оккупировали не только сам Нагорный Карабах, но также и окружающие районы, в результате чего их жители – более миллиона человек – стали беженцами. Меня глубоко тронул разговор с водителем такси в Баку. Он беженец из города Агдам и со слезами показал мне на экране телефона фотографии его родного города. Этот человек не знает, когда сможет вернуться домой.
Мой коллега из парламента Азербайджана не может посетить могилы своих родителей на оккупированной территории.
Я защищаю позицию Азербайджана и осуждаю действия Армении не только потому, что у меня азербайджанские корни. Я знаю, как больно людям покидать свои дома. Или вернувшись, обнаружить только руины. Латыши знают это хорошо, через Латвию прошли две мировые войны и советская оккупация.
– Как Вы оцениваете организованность азербайджанцев в Европе? В целом, какие можете дать рекомендации в связи с лоббированием? Вы сами также создали хоккейный клуб с символом «Бута» и общество местных азербайджанцев. Какие еще имеются планы?
– До сегодняшнего дня я всего один раз получил приглашение на мероприятие в связи с деятельностью азербайджанской диаспоры в Европе – в ноябре 2017 года. В Брюсселе тогда Госкомитетом Азербайджана по делам диаспоры проводилось мероприятие, посвященное борьбе с сепаратизмом. И тогда я был приглашен как европейский политик.
Да, я создал с друзьями в свое время в городе Валмиера, где я родился и живу, общество «Араз». Несмотря на то, что это общество было организацией азербайджанской диаспоры, основной его целью со временем стало объединение в своих рядах людей всех национальностей. Людей, которые любят Азербайджан, были там как туристы, работают там, занимаются бизнесом и так далее.
Я страстный любитель хоккея, и когда я смог создать свою собственную команду, конечно, я ее назвал «Buta». Да, в честь Азербайджана, и на всех соревнованиях в местной лиге клуб выступает в формах с узором бута на груди. Маленький, но все же вклад в популяризацию родины деда.
В целом, было бы хорошо, если бы была единая концепция, связанная с азербайджанской диаспорой в Европе. В Азербайджане есть Государственный комитет по работе с диаспорой, и, насколько мне известно, Азербайджан придает серьезное значение работе диаспоры в Европе.