В минувшее воскресенье в Турции без преувеличения прошли исторические досрочные президентские и парламентские выборы. Историческими их можно назвать, поскольку Турция отныне переходит с парламентской формы правления на президентскую, причем президент принимает широкие полномочия, по факту в его руках сосредотачивается вся власть – должность премьер-министра и вовсе упраздняется.
Эрдоган все сделал для того, чтобы сосредоточить власть в Турции в своих руках и таким образом укрепить страну в борьбе с внешними вызовами. Так в апреле 2016 года в Турции прошел референдум, на котором народ поддержал поправки в Конституцию. Согласно поправкам президент получит гораздо более широкие полномочия.
Он одновременно будет исполнять обязанности главы государства и правительства, получит право назначать и увольнять министров и вице-президентов, инициировать проведение референдумов, вводить режим чрезвычайного положения. Полномочия парламента и правительства значительно сократятся.
Кроме того, особое внимание к прошедшим в Турции выборам привлек факт их переноса – они должны были пройти в ноябре 2019 года. В апреле же Реджеп Тайип Эрдоган и лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели по инициативе последнего обсудили вопрос о назначении выборов на более ранний срок и приняли решение об их проведении 24 июня 2018 года.
Интересно отметить и то, что по сути Эрдоган последовал азербайджанскому примеру. В феврале в Азербайджане было объявлено о переносе президентских выборов с октября на апрель. Причиной было названо большое число серьезных государственных мероприятий, которые должны пройти в течение года.
Но эксперты в беседе с «Москва-Баку» отмечали, что все не просто так и таким образом власти в Азербайджане отреагировали «на возможные козни, строящиеся внешними игроками, которые хотят повлиять на избирательную кампанию. «Выборы президента в Азербайджане решено перенести вперед, для того, чтобы бюджеты иностранных врагов, отпущенные на дестабилизацию в стране в предвыборный период, пропали зря. Это прекрасный способ разрушить любые планы извне», – говорил политолог Сергей Марков. Также, по мнению экспертов, это решение стало продолжением линии по укреплению стабильности в стране на фоне нестабильности в регионе.
Ранее же в 2016 году в Азербайджане прошел и конституционный референдум, который также позволил укрепить вертикаль власти.
За несколько дней до выборов в Турции атмосфера в стране кипела. Оппозиция была напористой и собирала многомиллионные митинги против Эрдогана. Но активная политика лидера Партии справедливости и развития на международной арене, харизма и безапелляционность взяли свое.
Эрдоган набрал 52,6% голосов. Его ближайший соперник, кандидат от оппозиционной Республиканской народной партии Мухаррем Индже – 30,7% голосов. На парламентских выборах партия Эрдогана – Партия справедливости и развития, также лидировала, набрав более 42% голосов. Сам Эрдоган назвал выборы в Турецкой Республике победой демократии.
Как передает AZE.az, почему Турция снова выбрала Эрдогана и хорошо ли это для России и Азербайджана, «Москва-Баку» узнал у экспертов.
По мнению руководителя политического направления Центра изучения современной Турции Юрия Мавашева, залог успеха Эрдогана на выборах заключается в том, что за короткий исторический период он добился серьезного восприятия Турции на международной арене.
«Эрдоган сумел за довольно короткий исторический период повысить авторитет Турции на международной арене. Еще недавно Турция была в кармане Запада и НАТО, Эрдоган, хоть и с определенной долей эпатажа, сделал страну, с которой считаются и воспринимают как военную силу, благодаря ее операциям «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и т.д. Такого восприятия страны раньше не было – этого добился Эрдоган. Он сумел раскрыть потенциал Турции. Победил он и потому, что ставит в центр своей политики суверенитет. Этой политики он будет и впредь придерживаться. Если он играет в Османскую империю, то будет играть в нее до конца.
Эрдоган будет внешне показывать, что Турция – единая страна, будет стараться продемонстрировать, что независимо от национальности, если ваше вероисповедание ислам, вы гражданин Турции, вы можете чувствовать себя комфортно, потому что Турция защищает всех», – заявил эксперт.
Мавашев считает, что Эрдоган ясно понимал – против него действует большое число международных сил, которым он невыгоден.
«Переносом выборов он постарался разрушить планы этих сил, а также оппозиции, которая частично, как ему представляется, работает на них. Эрдоган сыграл на опережение, как впрочем и всегда. Это его характерная черта как политика и весьма успешная. Игра на опережение – вещь опасная, нервная, а Эрдоган – лидер, который всегда шел бок о бок с рисками. Перенос выборов был непростым шагом. И только сильный и уверенный в себе мог пойти на это, тем более, что многие были недовольны экономической ситуацией в стране.
На этом фоне Эрдоган сумел привлечь электорат. Помогло Эрдогану и еще одно его качество – ему свойственно четкое чувство времени. Действия турецкого лидера всегда пропитаны политическим расчетом. Все, что он делает, имеет под собой основания. И расчет сбить международный план по прессингу Турции здесь также был.
Эрдоган в своих действиях берет в расчет международную обстановку. Опираясь на этот фактор, он провел и конституционный референдум. Без референдума не было бы президентской республики, не было бы досрочных выборов, то есть это все часть одного процесса. Эрдоган попутно решает задачи тактического плана, которые позволяют ему выигрывать стратегию», – говорит эксперт.
По словам Мавашева, в целом, и Россию, и Азербайджан устраивает фигура Эрдогана во главе Турции. «Стабильность в российско-турецких отношениях за последние 10 и даже более лет, связана, несомненно, с Партией справедливости и развития, которая сегодня полностью ассоциируется с ее лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Да, в отношениях России и Турции был кризис, но стороны продемонстрировали готовность к тому, чтобы не только преодолеть все сложности, но и создать новую международную реальность, в которой есть два суверенных равнозначных игрока – Россия и Турция. На мой взгляд именно по этой причине, в том числе и для Азербайджана, также стоящего сегодня на позиции суверенного государства, очень важно выстраивать взаимоотношения и с Россией, и с Турцией.
В отношениях Турции и Азербайджана действует известная формула Bir millet – Iki devlet («Один народ – два государства»). Для президента Азербайджана Ильхама Алиева Эрдоган – очень понятный, надежный визави. Точно так же для Эрдогана важно ощущать стабильность своего стратегического союзника. Более того, на мой взгляд, при Эрдогане Россия, Турция и Азербайджан имеют перспективы наладить полноценное трехстороннее сотрудничество. Турция, Россия и Азербайджан могут выступать взаимными посредниками в случае такой необходимости”.
Политолог Павел Клачков также считает, что победу Эрдогану принесла прежде всего его политика растущей независимости Турции.
«Победа Эрдогана в мировой повестке сейчас – событие номер 1. Мировые лидеры поздравляют президента Турции. Недавно Эрдогана поздравил Владимир Путин – направил телеграмму, а также подкрепил ее звонком и отметил, что переизбрание турецкого лидера свидетельствует об авторитете Турецкой Республики на политической арене, о решении социально-экономических задач, об укреплении внешнеполитической позиции страны. Путь Эрдогана к победе был нелегок.
Оппозиция вела довольно мощную избирательную кампанию, била по болевым точкам Эрдогана. Но, видимо, его политика, его образ, соответствуют ожиданиям турецкого народа. Люди мечтают, чтобы произошло возрождение страны, хотят увидеть ее великодержавность. И Эрдоган как раз несет такое послание.
При Эрдогане Турция стала играть серьезную роль в сирийских событиях, вести себя более независимо по отношению к партнерам по НАТО. Мы знаем, что Эрдоган периодически подвергается мощной критике со стороны правительств европейских государств. Но это его никогда не смущало, Эрдоган смело, отважно шел вперед, а значит, судя по результата выборов, такой подход и нужен турецкому народу».
Клачков обратил внимание на то, что в Турции наступает новый исторический этап.
«Меняется вся политическая система страны. Президент Эрдоган будет обладать отныне суперполномочиями – назначать и снимать ключевые фигуры политической системы. Когда в Турции прошел референдум и люди проголосовали за переход с парламентской на президентскую республику, это была первая победа Эрдогана. Эрдоган ввязался в серьезные международные конфликты. Это и Ирак, и Сирия. Турецкий лидер держит ключи от миграционных потоков, играет большую роль в международной борьбе с терроризмом.
Мы видим, что он не боится угроз Запада и продолжает сближаться с президентом России, покупает у Москвы С-400, Россия строит в Турции АЭС «Аккую». Все это показывает, что Эрдоган – сильный, уверенный в себе лидер, которому нужны дополнительные полномочия, чтобы реализовать все те проекты, которые он начал.
У Эрдогана вообще есть возможность стать, наверное, самым «долгоиграющим» лидером страны. А когда такая возможность появляется – уже работает стратегическое измерение деятельности. Западная пресса уже именует Эрдогана султаном, идут сравнения с абсолютными правителями Османской империи».
По мнению эксперта, основные направления в политике Эрдогана не изменятся. «Во внутренней политике будет наблюдаться серьезное упрочнение позиций Эрдогана. Перед Турцией также стоят серьезные вызовы экономического характера. Во внешней политике Анкара и дальше будет наращивать свое влияние. В целом, Эрдоган продолжит придерживаться той политики, которая и принесла ему победу».
Вместе с тем, считает Клачков, Эрдоган для России – не самый легкий партнер. «Но именно при нем идет укрепление российско-турецкого сотрудничества. Что касается Азербайджана, нет никаких сомнений, что Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган всегда найдут общий язык. И России это также выгодно».
Комментируя «тренд» по переносу президентских выборов лидерами братских стран – Турции и Азербайджана – на более ранние сроки, эксперт высказал предположение, что «видимо, президенты осведомлены, что в ближайшем будущем ожидается серьезное наращивание внешнеполитического давления, возможно, ожидается событие геополитического значения».
«И чтобы быть к этому готовыми, – считает Клачков, – были приняты решения о переносе выборов. Скорее всего уже осенью жизнь даст ответ на этот вопрос».