Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) совместно с иностранными партнерами проекта по разработке гигантского морского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз» во главе с его оператором – британской группой BP, объявила о начале первых коммерческих поставок газа с него.
Президент BP Боб Дадли уже назвал «Шах Дениз» одним из крупнейших и наиболее сложных энергетических проектов в мире. Разработка месторождения, расположенного в азербайджанском секторе Каспия, и строительство сети экспортных газопроводов объединены в единый, взаимосвязанный и взаимозависимый проект в 40 млрд долларов, известный под названием Южный газовый коридор (ЮГК).
Как передает AZE.az, в интервью «Москва-Баку» заместитель вице-президента SOCAR по инвестициям и маркетингу Виталий Беглярбеков отметил международную значимость очередного этапа в развитии этого многокомпонентного проекта, и рассказал о дальнейших планах.
– Запуск Транс-Анатолийского газопровода (ТАНАП), который официально отмечался 12 июня, и начало коммерческих поставок газа по Южно-Кавказскому газопроводу и по ТАНАП в Турцию, произошедшее 30 июня, являются датами официального начала работы ЮГК. Начало поставок газа с месторождения «Шах Дениз» имеет исключительно важное значение для всех стран, вовлеченных в проект. Оно также значимо для наших европейских партнеров, будь то покупатели газа или разработчики транспортных маршрутов.
Они видят, что все работы, которые мы запланировали с ними, и все обязательства Азербайджана по многочисленным контрактам в рамках ЮГК, выполняются точно и в срок. Это позволяет нам уверенно говорить о том, что и остальные звенья данного проекта, такие, как завершение строительства газопровода ТАНАП до греческой границы и Транс-Адриатического газопровода (ТАП), будут введены в строй также своевременно. Потребители нашего газа в Греции, Болгарии и Италии получат его в намеченные сроки и в полном объеме.
– Когда это произойдет? Поговаривают о задержках в поставках газа в Европу.
– Как мы и планировали, в 2020 году.
– Как обстоят дела с финансированием? Ведь проект весьма дорогостоящий…
– Не существует никаких сомнений, в том, что проект финансируется и будет продолжать финансироваться в соответствии с обязательствами, взятыми на себя акционерами каждого конкретного его элемента (составы акционеров по ним отличаются – прим. ред.). Нами уже заключены соглашения о финансировании со всеми основными инвесторами, некоторые из них, в свою очередь, имеют договоренности о внешнем финансировании.
Идет ли речь об upstream-компоненте этого проекта (добыча с «Шах Дениз 2» – прим. ред.) или Южно-Кавказском газопроводе – все акционеры, естественно, выполняют свои обязательства, и, в первую очередь, перед Азербайджаном согласно условиям соглашения о разделе продукции. Это может быть как за счет собственных средств, так и привлеченных – отдельные компании привлекали внешнее заимствование для финансирования своей доли. Точно также дело обстоит и с капвложениями в строительство ТАНАП и ТАП.
У нас нет никаких сомнений в том, что все внешние ожидаемые заимствования будут получены в срок и в полном объеме в соответствии с договоренностями с банками и финансовыми институтами. Как раз на днях было подписано еще одно соглашение о синдицированном кредите на сумму 750 миллионов долларов на строительство ТАНАП под гарантии подразделения Всемирного банка МАГИ (Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – прим. ред.).
4 июля Европейский банк реконструкции и развития объявил о предоставлении 500 миллионов евро для ТАП. Большая часть средств уже вложена в проекты, входящие в ЮГК, никаких беспокойств по финансированию оставшейся части нет.
– Расскажите о дальнейшем развитии проектов, входящих в ЮГК, о возможном привлечении газа из других источников и расширении газопроводов с этой целью.
– Мы не раз говорили об этом, и я подтверждаю наш интерес к тому, чтобы привлекать газ из новых источников, помимо или наравне с газом из Азербайджана, в систему Южного газового коридора. Естественно, в первую очередь мы обсуждаем возможности самого Азербайджана помимо «Шах Дениз».
Это месторождение “Абшерон”, которое находится в стадии подготовки к началу добычи, дальнейшее расширение разработки месторождения «Умид» и идеи по объединенному с ним проекту «Бабек», в котором пока какие-то большие работы не ведутся. Все они наверняка будут следующими источниками газа из Азербайджана для ЮГК.
Наряду с этим – я не назвал бы это переговорами, а скорее вопросом, который находится в центре внимания – есть возможности привлечения в ЮГК газа из новых потенциальных источников. Это может быть Ближний Восток, Центральная Азия, либо Восточное Средиземноморье.
Это может быть и российский газ – мы не делаем в этом плане никаких исключений или дискриминации, и готовы работать со всеми производителями или владельцами газа. При этом условия такого сотрудничества очень просты: поставщик должен быть легитимным и заинтересован в использовании нашей системы. При наличии коммерческих договоренностей никаких других ограничений у нас нет.