Азербайджанский политолог Фикрет Садыхов прокомментировал информацию, опубликованную в «Коммерсант»е по поводу разочарований Медведева от встречи по Нагорному Карабаху в Казани.
"Усиление военного потенциала Азербайджана отрезвляюще действует как на Ереван, так и на супердержавы", – об этом, как сообщает AZE.az заявил известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов в интервью SalamNews.
– В российском "Коммерсанте" накануне была опубликована статья, лейтмотивом которого является утверждение о том, что "Медведев настолько разочарован встречей в Казани, что готов прекратить свои посреднические усилия на карабахском направлении". Насколько, на ваш взгляд, реален такой прогноз?
– Очень многие СМИ, накануне встречи в Казани, достаточно оптимистично оценивали встречу глав государств. Но не все прогнозы оправдываются.
Что касается мнения о том, что Медведев может отойти в сторону и прекратить свое посредничество – это, прежде всего, право самого Медведева и ему в нем никто не отказывает. Значит, таково его видение проблемы, и он в любой момент может это сделать. Но лично я в это не верю, поскольку Россия имеет здесь серьезные интересы, и с такой легкостью отказываться от личных посреднических услуг Медведев, думаю, не захочет, не сможет и не будет этого делать. Тем более, что процесс идет и несмотря на отсутствие прогресса в Казани, в целом, все же достигнуто определенное взаимопонимание по некоторым вопросам. Это первое.
Второе – даже если Медведев откажется от личных посреднических услуг, Россия в любом случае, задействована как сопредседатель и этого никуда не денется. Это очевидно, это – факт. Россия, в любом случае, будет находиться внутри этого процесса и активно участвовать в нем. Третье – если Медведев и отойдет, нас это не должно волновать. Он попросту уступит место главе другого государства в рамках Минской группы, и мы на это согласны.
Если это принесет результаты – мы не возражаем. Но я в конечном итоге убежден, что он будет отходить от своего личного участия потому что, во-первых, Россия имеет настолько важные интересы на Южном Кавказе, что навряд ли она с такой легкостью отойдет в сторону, даже в лице лично президента. Поэтому все прогнозы относительно того, что кто-то может не принимать личного участия в посреднической миссии, – думаю, они надуманы и "притянуты за уши". Но даже если он и откажется от посреднических усилий, во что я мало верю, то мы с Арменией спокойно сумеем решить эту проблему сами.
– Как вы считаете, отойди все посредники в сторону и оставь они нас наедине с Арменией, могли бы мы решить проблему самостоятельно?
– Безусловно. Потому что Азербайджан и Армения – это два настолько несопоставимых государства, что Баку с легкостью удастся решить эту проблему. Учитывая оборонный потенциал Азербайджана, мы очень легко можем вернуть свои земли. И именно поэтому я не верю, что Медведев отойдет. Или же его место займет другой глава государства. Нам важны результаты, а не форма участия в этом процессе главы какого-либо государства.
– А насколько реально достижение результата в переговорном процессе?
– В этом вопросе я не оптимист, и говорить о том, что какие-то результаты могут быть достигнуты в ближайшее время, я бы не стал. Это очень длительный процесс, который продолжается уже 20 лет и в течение короткого времени достичь чего-то будет очень сложно. Единственно, что нам требуется – это то, чтобы ведущие государства реально оценивали ситуацию, оказывали давление на Армению, чтобы она не жила иллюзиями, не питала себя иллюзорными надеждами по поводу признания Нагорного Карабаха "самостоятельным государством". Прошло 20 лет – никто их не признал, и в ближайшие десятилетия тоже не признает, потому, что ведущие государства не заинтересованы в дроблении постсоветского пространства.
Думаю, процесс переговоров будет продолжаться, но Азербайджану в данном случае, нужно усиливать свою дипломатическую наступательность и активно работать в международных организациях, и с мировыми державами и продолжать принципиально отстаивать свою позицию.
– Вы исключаете военный путь урегулирования?
– Думаю, пока, в самое ближайшее время военный путь нереален. Но сам факт усиления военного потенциала Азербайджана отрезвляюще действует на некоторые круги, как в самих ведущих государствах, так и на официальный Ереван.
– С учетом того, что саммит в Казани не принес ощутимых результатов, можно ли говорить о провале посреднической миссии стран-сопредседателей МГ ОБСЕ?
– Минская группа – это формальный геополитический треугольник, который был создан для того, чтобы держать ситуацию под контролем. Чтобы она развивалась по сценарию, неподконтрольную этим державам. Конечно же, мы давно разочарованы и этим форматом, и Минской группой, и сопредседателями, которые все время уравнивают нас с Арменией, пытаясь найти "золотую середину". Но это все политический нонсенс. Пока Армения не начнет деоккупацию территорий Азербайджана, эта проблема будет находиться в повестке еще длительное время. Другой вопрос – это то, что здесь представлены ведущие государства.
Конечно, нам было бы желательно заменить, в качестве ротации, некоторых сопредседателей Минской группы, но это уже другой вопрос. Думаю, настанет такой момент когда Азербайджану нужно будет активно и серьезно заявлять о смене сопредседателей МГ ОБСЕ.