Мавашев: Азербайджан должен будет сделать выбор

Мир последние недели наблюдает настоящую борьбу геополитических титанов. Язык санкций с подачи США и Европейского Союза сегодня стал главным оружием геополитической борьбы, давления. Но если мир уже привык, что введение санкций в отношении России или, например, КНДР или Ирана – это обыденность, то сегодня мировая борьба дошла до того, что США вводят санкции против своих союзников, в частности, Турции, передает AZE.az.

Так Министерство финансов США 1 августа ввело санкции против министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и главы турецкого МВД Сулеймана Сойлу из-за того, что Анкара отказалась экстрадировать американского пастора Эндрю Брансона, обвиняемого в Турции в связях с организаторами попытки госпереворота в 2016 году. В ответ на действия США Турция объявила о замораживании всех имеющихся в Турецкой Республике счетов американских министерств юстиции и внутренних дел.

6 августа США возобновили санкции в отношении Ирана в связи со своим же отказом продолжать участие в ядерном соглашении (СВПД), а позже анонсировали антироссийские санкции в связи с так называемым делом Скрипалей.

10 августа Трамп подписал указ о повышении пошлины на импорт алюминия и стали из Турции до 20% и 50% соответственно.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал произошедшее «ножом в спину» от США, а экономическую блокаду Турции – продолжением попытки госпереворота в отношении Республики и пригрозил Вашингтону, что Анкара в таком случае вынуждена искать себе новых союзников.

На фоне введения Соединенными Штатами санкций Россия, Турция и Иран выразили взаимную поддержку.

Глава МИД России Сергей Лавров сегодня на встрече с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу заявил, что на политику ужесточения санкций Москва смотрит как «на политику нелегитимную, продиктованную в решающей степени стремлением доминировать везде и во всем, диктовать политику, заказывать музыку в мировых делах без согласования с кем бы то ни было» и поблагодарил Анкару за неприсоединение к антироссийским санкциям.

На этом фоне в своей реакции на ситуацию не остался в стороне и МИД Азербайджана, отметив, что Баку, как и всегда, будет и впредь оказывать всестороннюю поддержку братскому турецкому народу и государству во всех сферах.

«Москва-Баку» обратился к экспертам, чтобы узнать, для чего Вашингтон пошел на столь планомерное давление в отношении плотно взаимодействующих в последние годы Москвы, Тегерана и Анкары, а также, есть ли риск, что такая политика Вашингтона может как-то отразиться на ситуации в Закавказье.

Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев называет новые санкции комплексными мерами против непокорных России, Турции и Ирана.

«Если брать в частности ситуацию с Турцией, то важно понимать, что в последнее время турецко-американские отношения оставляли желать лучшего. Годами накапливался базис для недоверия. Сильно подорвала доверие интервенция в 2003 году американских войск в Ирак. Тогда с мнением Турции никто считаться не стал. Кроме того, США периодически пытались влиять на внутреннюю политику Турции, особенно явно это стало видно с 2013 года с началом в Турции протестов.

Не понравилось Эрдогану и то, что его позиция не учитывалась во время «арабской весны». В 2016 по отношениям Турции и США ударила попытка госпереворота и неоднозначная оценка действий путчистов со стороны США. Анкара тогда ожидала, что со стороны Вашингтона будет идти речь об однозначной поддержке. После этого обострился вопрос экстрадиции лидера FETO Фетхуллаха Гюлена. И таких недопониманий между Турцией и США предостаточно», – говорит эксперт.

По словам Мавашева, сегодня США вводят санкции против Турции в ожидании выборов в Конгресс. «Ведь в ситуации с санкциями точкой невозврата стали именно действия конгрессменов, а не Трампа. Грядут промежуточные выборы в конгресс США. И при победе демократов может начаться процедура импичмента Трампу. Трамп, естественно, этого очень опасается, и идет на какие-то резкие шаги. Новые санкции – это попытка насолить Трампу, и заставить элиты России, Турции и Ирана следовать в фарватере американских интересов. И даже если Трамп не собирался быть инициатором санкций в вопросе пошлин на импорт алюминия и стали из Турции, последствия этой американской игры совершенно не оправдывают те краткосрочные задачи, которые сейчас ставит администрация Трампа.

Как выразились в Турции, Трамп санкциями просто решил выстрелить себе в ногу», – говорит эксперт.

Мавашев напомнил о том, что в СМИ просочилась информация об условиях, которые ставят Соединенные Штаты перед Турцией для снятия санкций. «Среди них – освобождение до 15 августа пастора Брансона и еще 20 человек, арестованных по делу о госперевороте, присоединение Турции к санкциям против Ирана, отказ от покупки российских С-400, пересмотр Анкарой политики в отношении Иерусалима, отказ от поисков углеводородных ресурсов вокруг острова Кипр, отказ от экстрадиции Гюлена, передача лицензии на все значимые месторождения природных ресурсов и т.д. Безусловно, это условия, чтобы загнать в угол. В принципе из перечисленного было бы достаточно одного отказа от экстрадиции Гюлена, а тут несколько пунктов. Ставят США такие условия, видимо, потому, что хотят дать сигнал турецким проамериканским элитам против Эрдогана. Честно говоря, складываются ощущения, что в США просто толком не знают, что делать с Эрдоганом и пробуют разные способы. Но это демонстрирует не силу, а напротив, слабость. А санкции в отношении России, Турции и Ирана приведут к совершенно обратному эффекту – формированию новых альянсов на международной арене», – считает эксперт.

При этом, по словам Мавашева, то, что сегодня происходит можно назвать межрегиональной и даже меежконтинентальной войной. «Идет межрегиональная война. Я бы даже сказал, межконтинентальная. Понимают ли это инициаторы санкций, неизвестно. Не думаю, что США сейчас руководствуются здравым расчетом. Их спокойствие зиждилось на старом миропорядке, который они сейчас и ломают», – констатирует тюрколог.

По мнению эксперта, ситуация может отразиться и на Южном Кавказе. «Азербайджан со всеми тремя странами, против которых США ввели санкции, – с Россией, Турцией, Ираном. Со всеми тремя государствами у Азербайджана сложились позитивные отношения, тем более с братской Турцией. И вряд ли то, что касается Турции, никак не скажется на Азербайджане. В момент, когда будут формироваться новые международно-политические альянсы, когда в том числе странам Южного Кавказа придется выбирать, с кем в большей степени взаимодействовать, Азербайджан должен будет также сделать выбор. Полагаю, что выбор очевиден. Азербайджан сделает его в пользу братской Турции, что сделала и сейчас. К сожалению, когда давление оказывается на разные регионы с разными, связанными друг с другом игроками, играть в кота Леопольда и его «давайте жить дружно» не получится».