Почти за неделю до вступления в силу расширенных санкций США против Ирана, первый этап которых стартовал с 7 августа, западные СМИ сообщили о возросшем интересе американской стороны к созданию так называемой структуры под названием «Арабской НАТО».
Как передает AZE.az со ссылкой на «Военно-промышленный курьер», это громкое название появилось практически сразу с приходом в Белый дом в январе 2017 года Дональда Трампа.
Сегодня, на фоне нарастания конфронтации между США и их союзниками на Ближнем Востоке и Ираном, об этом союзе скажут еще не раз.
Как сообщает EurAsia, проект «Арабское НАТО» был впервые предметно обсуждён на политическом и экспертном уровнях весной прошлого года, когда с визитами в Вашингтоне побывали два арабских лидера. Сначала наследный принц (на тот момент ещё вице-кронпринц) и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман в рамках пятидневного турне (13−17 марта) обсуждал идею в Белом доме с Трампом.
Далее к дискуссиям был подключён и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, в начале апреля принятый в Овальном кабинете. В обоих случаях, отмечали источники в американской администрации, консультации по поводу выдвинутой Трампом идеи с чётким антииранским контекстом были позитивными. Стороны сошлись на том, что такой аналог евроатлантического блока арабскому миру нужен и даже необходим, прежде всего, чтобы противостоять растущему влиянию Ирана в регионе.
В тот момент произошло чёткое осознание того, что инициатива создания арабского военного альянса должна быть воспринята с пониманием не только Соединёнными Штатами и их союзниками в Персидском заливе. Состав «Арабского НАТО» следует сделать максимально обширным, а отношение к нему со стороны региональных держав — минимально враждебным.
В клуб с чётким антииранским уклоном планируется привлечь в полном составе Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман и ОАЭ, а также Египет и Иорданию.