Российские СМИ: Меркель на Каспии действовала с холодным расчетом

Железная леди Европы лишь на первый взгляд проявляет благосклонность к политике Кремля. Да, она дружит с Владимиром Путиным, и именно она стала в Евросоюзе главным лоббистом российского проекта “Северный поток — 2”.

Как передает AZE.az, об этом пишет Pravda.

Но в то же время с весны 2014 года, напоминает издание, Ангела Меркель отвергает все призывы ослабить санкции ЕС против России (после присоединения Россией Крыма), и “именно канцлер ФРГ взвалила на себя деликатную миссию — положить конец монополии “Газпрома” в Европе путем открытия второго “газового фронта” на Каспии”.

Такая перспектива не может не тревожить Кремль. В Берлине считают, что газовая зависимость Европы от России превращает Старый Свет в заложника политики Кремля. В минувшие несколько лет каждый раз, когда под угрозой был транзит российского газа в Европу через Украину, Россия напоминала Евросоюзу о том, что снижение поставок газа на континент “заставит европейцев мерзнуть”. В Москве даже появилась такая метафора: “Генерал Мороз вынуждает Европу любить “Газпром”.

“Вот почему вот уже два десятилетия Еврокомиссия судорожно ищет альтернативу поставкам газа из России. Лоббируемый Брюсселем проект “Набукко” длиной 3300 километров, предусматривавший экспорт газа из Туркмении и Азербайджана в Европу, так и не был реализован. Однако Турция и Азербайджан при поддержке Старого Света в тандеме занялись созданием более масштабного маршрута под названием “Южный газовый коридор”, пишут российские аналитики.

Южный газовый коридор включает в себя расширенный Южнокавказский газопровод Баку — Тбилиси — Эрзурум, турецкий трубопровод TANAP (Трансанатолийский газопровод) и европейский TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность всех трех составляющих Южного коридора составит 3500 километров, и маршрут пройдет от Баку до юга Италии через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию.

Стоимость проекта оценивается более чем в 40 миллиардов долларов, и на первом этапе в Европу будет поставляться газ с азербайджанского шельфового месторождения Шах-Дениз, запасы которого оцениваются в один триллион кубометров. Предполагается, что на первом этапе объем поставок азербайджанского газа по Южному газовому коридору составит 16 миллиардов кубометров в год. В мае 2018 года состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию так называемого “азербайджанского маршрута”.

Однако азербайджанского газа явно мало, чтобы бросить вызов “Газпрому” в Европе. Поэтому Германия, будучи локомотивом ЕС, взяла на себя сложную миссию — подключить к азербайджанской трубе соседнюю Туркмению, которая по запасам газа занимает четвертое место в мире.

За минувшие годы комиссары ЕС провели в Ашхабаде серию переговоров с туркменским лидером Гурбангулы Бердымухаммедовым. В итоге было решено построить по дну Каспия Транскаспийский трубопровод, чтобы соединить туркменский порт Туркменбаши (бывший Красноводск) со столицей Азербайджана.

Однако возникло препятствие: правовой статус Каспия не определен, а Россия и Иран не дают своего согласия на прокладку по дну моря трубопровода, мотивируя это соображениями экологической безопасности. Ежегодные учения Каспийской флотилии России убедили Брюссель в том, что строить газопровод против воли Москвы очень опасно, и инвесторы даже не приступали к обсуждению финансирования проекта.

“Ситуация изменилась с включением в повестку дня переговоров Москвы и Брюсселя проекта новой газовой магистрали в обход Украины по названием “Северный поток — 2”. Поначалу казалось, что этот проект не имеет перспективы, так как в 2015 году страны Прибалтики и Восточной Европы выступили с угрозой наложить вето на этот проект. Однако случилось чудо: Ангела Меркель, используя экономическую мощь Германии и угрожая урезать субсидии ЕС, убедила их не препятствовать реализации “Северного потока — 2”.

Из Вашингтона и разных столиц Европы посыпались обвинения в адрес Ангелы Меркель: мол, она предала интересы ЕС в угоду Кремлю. На самом деле Железная леди, подобно Отто фон Бисмарку, действовала с холодным расчетом. Как выяснилось позже из дипломатических кругов, близких к Евросоюзу, канцлер Германии поставила Владимиру Путину жесткое условие: в обмен на разрешение ЕС строить “Северный поток — 2” Кремль должен дать “добро” на строительство по дну Каспия Транскаспийского трубопровода”, пишет российское издание.