“2 года назад 95% пути по прорыву в карабахском вопросе было пройдено”

Российский эксперт Сергей Марков отметил высокий уровень отношений между Россией и Азербайджаном на различных уровнях. По его мнению, также президенты говорили о карабахском конфликте, ситуации в Армении и санкциях США, передает AZE.az.

Армения в решении карабахского конфликта постоянно ссылается на внутренние проблемы. Об этом заявил на прошедшей в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан пресс-конференции известный российский политолог и общественный деятель, директор Института политических исследований Сергей Марков, оценивая азербайджано-российские отношения и региональную ситуацию и политику.

По его словам, официальный Ереван заявляет то о смене власти, то об изменениях в конституции, то ссылается на что-то другое, “но решение надо принимать”.

“Там будет идти серьезная борьба за власть. И противники обвиняют премьера Пашиняна в уступках по карабахскому вопросу. Я не думаю, что он готов к уступкам. Наоборот, он сам заинтересован во всплеске патриотизма”,- сказал эксперт.

Марков также предположил, что сторонники и силы, поддерживающие премьер-министра Армении, могут пойти на определенное усиление напряженности, чтобы продемонстрировать твердость Никола Пашиняна в этом вопросе и нейтрализовать обвинения политических оппонентов.

“Пашинян уже пошел на ужесточение позиции. По внутриполитическим причинам ожидать от руководства Армении способности пойти на компромиссы и уступки не стоит. Оптимизма у нас по этому поводу нет”, — сказал он, заметив, что всего два года назад ситуация была почти разрешена, и оптимизм был на самом высоком уровне.

Так, по мнению Маркова, два года назад можно было говорить о том, что 95% пути по прорыву в карабахском вопросе было пройдено, однако сегодня этого нет, пока нет стабилизации ситуации.

Политолог отметил, что для урегулирования конфликта российской стороной был предложена Казанская формула, которая не противоречит так называемым Мадридским принципам и предполагает обмен: “Армения предоставляет шесть-семь районов вокруг Нагорного Карабаха, в обмен получает лачинский и кельбаджарский коридоры, де-блокладу Армении и Карабаха, ввод миротворцев по границе и некий переходный переговорный статус Карабаха”.

При этом Марков заметил, что утверждение каких-либо временных рамок для реализации формулы было отвергнуто как факторы, способные вызвать кризис в будущем. Однако, по мнению политолога, официальный Ереван хотел бы реализовать это быстрее, чтобы скорее наступил этап референдума по статусу Карабаха и в таком случае участие в нем примут лишь армяне, которые сейчас там проживают, так что исход уже будет предрешен. Баку же, как он отметил, выступает за участие в голосовании азербайджанской общины региона, которая была изгнана из Карабаха в результате этнических чисток.

“По положениям ООН, проводить референдум после этнических чисток нельзя. Голосование должно идти при том положении, которое наблюдалось до начала этнических чисток”, — заметил эксперт.

В свою очередь, по мнению участвовавшей в пресс-конференции заместителя директора российского Института политических исследований Дарьи Гревцовой, решению карабахского конфликта способствует и усиление взаимодействия по линии Москва-Баку-Анкара.

Кроме того, Марков, говоря об отношениях между Азербайджаном и Россией и визите президента Азербайджана Ильхама Алиева в Сочи первого сентября, подчеркнул, что эти связи имеют характер стратегического партнерства, а это означает, что отношения стран — на позитивном тренде много лет и впереди нет каких-либо серьезных угроз.

“Хорошие отношения между странами на нескольких уровнях: на уровне президентов, хорошие отношения на уровне бизнеса, а также на уровне общества”,- сказал политолог, указав на осуществление совместных проектов бизнес-кругами двух стран, а также наиболее комфортную ситуацию для русского языка на Южном Кавказе именно в Азербайджане.

Как сказал Марков, это была третья за три месяца встреча азербайджанского и российского лидеров и можно говорить о регулярных встречах близких друзей и союзников.

По словам эксперта, подписанные в ходе визита документы охватывали такие проекты и вопросы, как транспортный коридор “Север-Юг”, сотрудничество в топливно-энергетической сфере, военно-техническое сотрудничество.

Марков отметил сотрудничество российской нефтекомпании “Роснефть” с азербайджанской Государственной нефтяной компанией. При этом, по его словам, налаживается сотрудничество в области логистики нефти и газа: “Главное, чтобы мы не соперничали при поставках в ЕС, и не снижать цены, а наоборот, добиться максимальных цен”.

По мнению Маркова, также важные для обеих стран вопросы могли обсуждаться за закрытыми дверями. Среди них, как полагает политолог, вопрос ситуации в Армении: “Предположительно обсуждалось происходящее в Армении. Обе страны интересуются этой темой”. Как сказал политолог, в России есть недовольство арестом экс-президента Армении Роберта Кочаряна, которому неформальную поддержку выразил и президент Владимир Путин, поздравивший его на день рождения. Также негодование вызывает попытка ареста генсека ОДКБ генерала Хачатурова.

“Логично, что и Баку интересуется происходящим в Армении в свете карабахского конфликта”, — добавил Марков.

Другой темой встречи тет-а-тет между главами России и Азербайджана могла выступать ситуация вокруг Сирии и Ирана. По мнению Маркова, постоянное давление США на Тегеран может привести в будущем и к войне: “Предполагается, что президенты затронули и проблемы региональной безопасности — вопросы Ирана и Сирии. Понятно, что если будет удар, дестабилизация ситуации в Иране, смена режима, то возникнут серьезные проблемы в регионе. Поэтому сверить часы было очень важно для президентов”, — сказал он.

Очередным вопросом обсуждений президентов Алиева и Путина может быть вопрос американских санкций, полагает Марков.

“На сегодня США применяют растущие санкции против Турции, ЕС и России. А это все основные торговые партнеры Азербайджана. И они под растущими санкциями. Важно было понять позиции, чтобы минимизировать последствия”, — заметил политолог.

Также эксперт коснулся дискуссии о сотрудничестве Азербайджана с Организацией договора коллективной безопасности (ОДКБ). Он отметил, что в устав организации вносятся изменения: “Дискуссия об ОДКБ началась и в Азербайджане. Правильнее было бы, если Азербайджан в дальнейшем станет наблюдателем в организации, а потом получит статус партнера”.

Кроме того, как он подчеркнул, темой обсуждения как в открытой части переговоров, так и с глазу на глаз был карабахский конфликт.

Между тем, директор Института политических исследований также дал оценку и недавнему саммиту глав прикаспийских стран. Как он полагает, в принятии конвенции по правовому статусу Каспийского моря определенную роль сыграли и Соединенные Штаты Америки.

По словам Маркова, закономерно, что президенты России, Азербайджана и Казахстана Владимир Путин, Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев называют принятие конвенции историческим и эпохальным событием — ведь переговоры шли более 20 лет.

“В результате появился фундамент для “замороженных” проектов. Это десятки миллиардов прибыли. Когда конвенции не было, юристы крупных международных банков видели правовую неопределенность и финансовые организации не рисковали инвестировать в эти проекты или выдавать на их реализацию кредиты. Теперь риск ушел, и замороженные проекты получили шанс для успешного воплощения”, — указал политолог.

По словам Маркова, в этом свою роль сыграла и невидимая рука США, которые угрожали Ирану. Официальный Тегеран долгое время сопротивлялся переговорам и предлагал делить Каспий по 20%. И если бы не Вашингтон и его угрозы Ирану, переговоры шли бы еще десять лет, заключил Марков.

В казахстанском городе Актау 12 августа состоялся пятый саммит стран “каспийской пятерки” (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан). Спустя два десятилетия обсуждений была подписана конвенция о правовом статусе Каспийского моря.